03.08.2006
На фото : Псковская ГРЭС
Сегодня, 3 августа , в «Псковэнерго» прошла совместная пресс-конференция первого заместителя генерального директора «Псковэнерго» Андрея Кузьмина и заместителя генерального директора «ОГК-2» по «Псковской ГРЭС» Петра Новикова.
Встреча была посвящена Программе развития российской энергетики на 2006-2010 гг., одобренной 7 июня на заседании Правительства РФ, и перспективам развития энергетики Псковской области.
Как подчеркнул Андрей Кузьмин, принятая Программа является для энергокомпаний руководством к действию. Сегодня российская энергетика функционирует в условиях стремительного роста потребления, особенно в крупных промышленных центрах России с высокой плотностью населения.
Отсутствие возможности подключения новых и расширения энергоснабжения уже существующих потребителей без масштабных инвестиций со стороны государства в монопольные сектора (сетевой комплекс, диспетчерское управление, гидрогенерацию), и частных инвесторов в генерацию приводит к ограничению экономического роста.
Ежегодный рост электропотребления в Пскове, Великих Луках и в прилегающих к ним районах, начиная с 2001 г., составил от 1,7 % до 6,2 %. По экспертным оценкам, к 2015 году спрос на электроэнергию в Псковской области по разным подсчетам составит порядка 1,5 – 2,2 млрд. кВтч.
При умеренном варианте развития экономики увеличение объемов потребления может сохраниться до 2015 года на уровне от 0,3% в год, а при оптимистическом прогнозе - до 5% в год.
Специфика «Псковэнерго» как сетевой компании состоит в отсутствии крупных потребителей электрической энергии и большой протяженности сетей при низком полезном отпуске. Так, если общая протяженность линий электропередачи в соседней Новгородской области составляет почти 24 тыс. км, в Архангельской – около 27 тыс. км, на территории Кольского полуострова – 5 тыс. км, то в Псковской области - более 45 тыс. км.
Основная доля электросетевых объектов Псковской области построена до 1971 года. На сегодняшний день износ основных производственных фондов составляет 67%, при этом 22% - доля полностью изношенного электроэнергетического оборудования.
Подобная ситуация является причиной роста аварийных отключений и недоотпуска электрической энергии. При существующих механизмах финансирования отрасли исключительно за счет тарифа, степень износа оборудования к 2010 г. составит 70%, а к 2015 г. достигнет 74%.
Согласно Программе развития российской энергетики на 2006-2010 гг., перспективным механизмом привлечения инвестиций в развитие распредсетевого комплекса, помимо использования собственных ресурсов и кредитных средств, могла бы стать плата за технологическое присоединение.
Однако принимаемые за последнее время усилия по ее введению пока не дают желаемых результатов из-за несовершенства нормативной базы. Проблемы, возникающие в силу быстрого роста потребления электрической энергии, усугубляются ухудшением состояния оборудования.
Суммарная потребность в инвестициях на развитие электросетевых объектов Российской Федерации на период 2006 – 2010гг. определена в размере 996,5 млрд. руб., в том числе на новое строительство электрических сетей и подстанций требуется 689,7 млрд. руб. (68% от общей потребности), на реконструкцию и техперевооружение электросетевых объектов – 306,2 млрд. руб. (около 30% общих инвестиционных потребностей).
-Три года подряд электроэнергетика работала в условиях тарифов ниже инфляции. Такой подход подготовил предприятия к работе в конкурентном рынке,
дал возможность развития экономики. Надежное функционирование энергосистемы удавалось обеспечивать только за счет экономии издержек. Однако сегодня очевидно,
что в условиях роста спроса на электроэнергию продолжение такой политики невозможно.
В целях развития отрасли необходимо перейти к новой тарифной политике,обеспечивающей: в генерации возврат инвесторам средств на вложенный капитал,в монопольных секторах – возможность надежного функционирования сетевого и диспетчерского хозяйства, гидротехнических сооружений. Президент и Правительство РФ поддержали этот подход и тарифы на электроэнергию на 2007г. установлены на уровне выше инфляции – 10% при ожидаемом росте потребительских цен на6,5-8%."
На период до 2010 г. в «Псковэнерго» разработана собственная инвестиционная программа, которая предусматривает обновление основных производственных фондов – трансформаторных подстанций 110кВ, кабельных и воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 – 10(6)кВ, реконструкцию систем учета электрической энергии, модернизацию оборудования АСДУ, СТР, СДТУ, а также проектно-изыскательные работы для строительства будущих лет.
Источниками формирования Инвестиционной программы «Псковэнерго» являются средства из амортизационных отчислений тарифов и кредитные ресурсы. Привлечение кредитов обусловлено необходимостью концентрации финансовых средств для выполнения наиболее масштабных работ. Объемы финансирования Инвестиционной программы в год составляют в среднем от 220 до 290 млн. руб. в год.
В настоящее время выполняются проекто-изыскательные работы по схеме развития, реконструкции и техперевооружения электрических сетей 35-110кВ «Псковэнерго» до 2015г. и схемам развития электрических сетей 10-0,4кВ г. Пскова и г. Великие Луки.
Согласно этим схемам, для выполнения мероприятий по поддержанию требуемого уровня технического состояния сетей и обновлению существующего сетевого хозяйства области, необходимо увеличить объемы финансирования до 805 млн. рублей в год.
Как подчеркнул в своем выступлении Петр Новиков, в ОАО «Псковская ГРЭС» также разработана программа технического перевооружения станции до 2020 г. Минувший год отчетливо показал дефицит генерирующих мощностей в России, в том числе и в районах, непосредственно соседствующих с Псковской областью.
«Псковская ГРЭС» (Дедовичский район) организационно входит в состав ОГК-2, что позитивно сказывается на инвестиционных возможностях компании. На станции, проект которой начал осуществляться в 70-е гг., за этот период многое сделано в области технического перевооружения, как за счет амортизационных отчислений, так и за счет кредитных средств.
Выполнение Программы развития российской энергетики на 2006-2010 гг. призвано обеспечить к 2010г. стабилизацию возрастной структуры действующих сетевых мощностей на уровне порядка 50% износа; снятие всех ограничений на подключение новых потребителей за счет расширения существующих сетевых мощностей; отсутствие дефицита генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления; надежность функционирования энергосистемы России.