Федеральная власть приняла решение о вложении масштабных инвестиций в электроэнергетику

18.07.2006

Федеральная власть приняла решение о вложении масштабных инвестиций в электроэнергетику

 Два заседания вначале лета этого года – у Президента России Владимира Путина 2 июня и правительственное – 7 июня, можно назвать вехой в истории российской энергетики.

После продолжительных обсуждений приняты  решения, которые по сути формируют стратегию развития  электроэнергетики на ближайшие годы, тем самым закладывает прочный фундамент для будущего экономики страны.


 - Если сформулировать самое значимое и самое главное, если попытаться сжать в одно слово всё то, что было решено на этих совещаниях, то, пожалуй, это слово будет – ИНВЕСТИЦИИ, - подвел итог после заседаний глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.


Решение федеральной власти о необходимости вложения инвестиций в энергетику назрело давно и обусловлено рядом объективных причин, прежде всего, состоянием отрасли.

Рост энергопотребления

 В целом ряде региональных энергосистем уже произошло или ожидается превышение уровня энергопотребления советского периода, что влечет за собой возникновение дефицита мощности.

 При сохранении существующих тенденций в рамках консервативного прогноза в 2009 году непокрываемый дефицит мощности оценивается в следующем размере: в ОЭС Центра (1.6 ГВт), ОЭС Урала (1.8 ГВт), ОЭС Сибири (0.8 ГВт) и Калининградской области (0.4 ГВт). При отсутствии инвестиционных вложений в электроэнергетику число дефицитных регионов и величина энергодефицита будут увеличиваться.

Отсутствие возможности удовлетворить все заявки на техноологическое присоединение к электросетям АО-энерго

Cпрос на технологическое присоединение новых потребителей к сетям энергосистем растет, и многие АО-энерго по России не в состоянии удовлетворить весь объем заявок на присоединение. В 2004 году доля заключенных договоров по России составила 32%, в 2005 году – 21%, в 2006 – 16% . Общий объем неудовлетворенных заявок по стране оценивается выше 10 ГВт и имеет тенденцию к росту. Вполне вероятна ситуация, что в 2007 году удастся реализовать менее 10% потенциальных присоединений.

Высокий процент неудовлетворенных заявок на новые подключения к сети, в целом по России, обусловлен недостаточным развитием распределительного сетевого комплекса и, в особенности, недостаточностью развития питающих центров в высоковольтной сети.

 Таким образом, пока плата за присоединение к сетям, включающая в себя инвестиционную составляющую, не дает желаемых результатов. Отсутствие возможности подключения новых и расширения энергоснабжения уже существующих потребителей приводит к ограничению экономического роста в регионах.

Износ оборудования

Это другая существующая проблема отрасли. Тогда как, в целом в промышленности износ основных фондов уменьшается, в электроэнергетике, напротив, продолжается. К настоящему времени большая часть основного энергетического оборудования отработала установленный парковый ресурс или определенный ГОСТ срок службы.

 Износ сетей Федеральной сетевой компании в целом составляет 41%, в том числе подстанционного оборудования - 65%, линий электропередач (ЛЭП) – 36%.


Это приводит к существенному возрастанию удельной повреждаемости оборудования с большим сроком эксплуатации. В 2000 году 12% действующего основного электроэнергетического оборудования работало за пределами установленного паркового ресурса, в 2005 году этот показатель достиг 25%, в 2010 году ожидается его увеличение до 37%.

Если допустить дальнейшее ухудшение состояния оборудования, то уровень надежности энергообеспечения существенно снизится и, как следствие, вырастут риски системных аварий.

Состояние электроэнергетики тормозит рост ВВП

Главный вывод, к которому пришло правительство страны, проанализировав состояние отрасли: уже сегодня электроэнергетика является фактором, негативно влияющим на темпы роста ВВП.

Ограничения потребления, недоотпуск электрической энергии, как в силу аварийности, так и в силу дефицита генерирующей мощности, и самое главное – отказ в подключении новых потребителей – существенно замедляют темпы роста экономики. Причем, необходимо отметить, что ограничения на подключения, которые уже сегодня существуют в крупных городах, в первую очередь влияют на малый и средний бизнес, рост которого является стратегической задачей для страны.

 Для обеспечения экономического роста необходимо ежегодно инвестировать в отрасль $15 млрд. в год, при том, что инвестируется $4,4 млрд. в год, из которых только $2,2 млрд. направляется на строительство новых энергообъектов, остальные тратятся на поддержание нового оборудования.

 Стратегически правильный выход из этой ситуации инвестиционный сценарий, в соответствии с которым разворачиваются масштабные инвестиции в отрасль электроэнергетики. Это показывает и мировой опыт – страны с высоким ростом ВВП вкладывают средства в электроэнергетику.

Прорывная программа

7 июня на заседании правительства РФ министерством энергетики и промышленности была представлена программа развития электроэнергетики на пятилетнюю перспективу. Документ разрабатывался вместе с РАО «ЕЭС России».

Программа характеризуется следующими параметрами:
     - Общий объем вводов новых мощностей - 21 800 МВт. Эта цифра более чем втрое превышает весь объем вводов за период 2000-2005 гг. Цена программы - 2,4 трлн. рублей.
     -Частные инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются для инвестирования в развитие генерации, прежде всего, тепловой. Гидрогенерация также не закрыта для частных инвестиций.
     - В монопольные сектора, которые по законодательству должны остаться под контролем государства, необходимы государственные инвестиции из федерального бюджета, которые позволят сдерживать рост тарифов.

Вложения государства должны привлекаться для финансирования федеральной сетевой компании, частично для ГидроОГК и для Системного оператора.    Государственные средства пойдут не в карман менеджмента РАО «ЕЭС России», а на новое строительство, развитие и повышение надежности энергоснабжения.

Это и есть отражение сути всей концепции реформирования энергетики: частная и конкурентная генерация и контролирование государством инфраструктурных секторов – диспетчерского и сетевого комплекса. Этот принцип принят и поддерживается Президентом и Правительством России.

Естественно, помимо частных и государственных источников инвестиций, не меньшее, а, может, даже большее значение имеют собственные средства созданных межрегиональных генерирующих компаний и сетевых компаний. В частности, их возможности привлекать кредитные ресурсы.

 
Источниками формирования инвестиций в электросетевое хозяйство должно стать использование платы за присоединение к сетям. 

 Идеи о том, что и частные, и государственные инвестиции должны быть привлечены в беспрецедентном объеме, была полностью поддержана 7 июня руководителями страны, поскольку совершенно очевидно, что реализация мероприятий по привлечению инвестиций приведет к повышению надежности единой энергосистемы России.