РАО ЕЭС, ФСК и миноритарии обсуждают идею разукрупнения МРСК

01.03.2006

РАО ЕЭС, ФСК и миноритарии обсуждают идею разукрупнения МРСК

РАО "ЕЭС России", ФСК и миноритарные акционеры энергохолдинга обсуждают идею консолидации распределительных электросетей в 10-12 межрегиональных компаниях (МРСК), а не четырех, как это предполагает действующий план преобразований этого сектора в рамках реформы электроэнергетики, сообщает ПОЛИТ.РУ

Идея разукрупнения МРСК уже обсуждалась в энергохолдинге - на комиссии по реформированию, где с докладом по этому вопросу выступал первый замглавы ФСК Александр Чистяков. По информации источника, комиссия поручила ФСК проработать до конца мая предложения по изменению конфигурации МРСК.
Начальник департамента РАО "ЕЭС" по работе со СМИ Маргарита Нагога подтвердила эту информацию.

По ее словам, предложения об изменении конфигурации МРСК поступали от миноритарных акционеров РАО и распредсетевых компаний на протяжении всего прошлого года. "Комиссия на этом заседании не приняла окончательного решения по предложениям миноритарных акционеров об изменении конфигурации МРСК, но при этом поручила ФСК продолжить работу в этом направлении и результаты доложить в мае", - сказала она.

Если менеджмент РАО согласится с аргументами миноритарных акционеров и предложениями ФСК, то РАО "ЕЭС" рассмотрит возможность обращения в кабинет министров с предложением о внесении изменений в распоряжение правительства РФ, закрепляющее конфигурацию МРСК.

"Но уже сейчас есть понимание, что переход на единую акцию распредсетевых компаний центра и юга, когда в МРСК входит 33 юрлица, является трудновыполнимой задачей. Кроме того, практически все сошлись во мнении, что в менее крупных МРСК эффективность управления может быть гораздо выше, нежели в ситуации, когда активы находятся в 33 регионах России", - добавила М.Нагога.

Кроме того, ФСК проработает вопрос о создании 2-3 распредсетевых компаний "с преимущественным владением муниципалитетов", поскольку администрации ряда регионов, в том числе Санкт-Петербурга, высказывали пожелания о вхождении в бизнес распредсетевых компаний с целью развития.

По решению совета директоров РАО, принятому в апреле 2004 года, принадлежащие энергокомпаниям холдинга электросети напряжением 110 кВ и ниже по всей территории России, за исключением Дальнего Востока, объединяются в 4 МРСК: "Центра и Северного Кавказа", "Северо-Запада", "Урала и Волги", "Сибири". В такой конфигурации создание МРСК поддержано правительством РФ. Четыре МРСК уже учреждены как 100%-ные "дочки" РАО "ЕЭС", но пока не наделены активами (впоследствии РАО внесет в их уставные капиталы свои доли в распредсетевых компаниях, созданных на базе АО-энерго, а затем в МРСК будет осуществлен переход на единую акцию).

Миноритарные акционеры РАО, в частности, ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС), с 2004 года критикуют такую компоновку, считая ее неэффективной: различия в размере бизнеса МРСК не стимулируют эффективность работы компаний, не способствуют их конкуренции в борьбе за капитал, что противоречит интересам акционеров. Так, протяженность электросетей, отнесенных к "МРСК Центра и Северного Кавказа", составляет 1,3 млн. км, а у "МРСК Северо-Запада" - 213 тыс. км, балансовая стоимость активов - $5,5 млрд. против $1,7 млрд.

Теперь предложения КЭС по разукрупнению МРСК получили поддержку большинства миноритарных акционеров региональных энергосистем и самой ФСК, которой предстоит управлять МРСК. Суть предложений в том, чтобы создать 12 примерно одинаковых по балансовой стоимости ($1 млрд.) МРСК, сформированных из региональных сетевых компаний по территориальному принципу.

Такое число МРСК, как утверждается в совместной презентации КЭС и ФСК, является оптимальным с точки зрения управляемости компаниями; его также достаточно для создания конкурентной среды в отрасли и развития сетевого комплекса РФ.

Кроме того, обращают внимание авторы идеи, при переходе на единый тариф внутри МРСК привязка компаний к региону позволит лучше достигать компромисса между величиной тарифа и инвестиционной программой с учетом темпов развития энергопотребления территорий.

По одной МРСК, в частности, предложено сформировать на Северо-Западе, Урале ("Курганэнерго", "Пермэнерго", "Свердловэнерго" и "Челябэнерго"), в Сибири и на Волге ("Оренбургэнерго", "Самараэнерго", "Саратовэнерго", "Ульяновскэнерго"). Еще одну МРСК предполагается создать на базе активов "Владимирэнерго", "Ивэнерго", "Кировэнерго", "Комиэнерго", "Мариэнерго", "Мордовэнерго", "Нижновэнерго", "Пензаэнерго", "Удмуртэнерго", "Чувашэнерго".

Распредсети Юга предполагается консолидировать в двух МРСК. Создание еще двух возможно в центре РФ с объедением в одной компании распредсетей восточной части ("Белогородэнерго", "Воронежэнерго", "Курскэнерго", "Липецкэнерго", "Рязаньэнерго", "Тамбовэнерго"), в другой - западной ("Брянскэнерго", "Калугаэнерго", "Костромаэнерго", "Орелэнерго", "Смоленскэнерго", "Тверьэнерго", "Тулэнерго" и "Ярэнерго").

СУЭК принципиально согласна с этими предложениями, считая, что нынешняя конфигурация МРСК снижает управляемость распредсетевым комплексом, сказал замгендиректора компании Сергей Мироносецкий. Он полагает, что создание большего числа МРСК ускорит их переход на единую акцию с распредсетевыми компаниями, поскольку в крупных МРСК уже заложен конфликт между разными группами акционеров.

В качестве "пилотного" проекта он предложил осуществить переход на единую акцию в "МРСК Сибири", которую не затронули предложения по разукрупнению МРСК.

Газпромбанк, который владеет около 30% акций компаний, созданных в процессе реорганизации "Мосэнерго", готов рассмотреть эти предложения, заявил директор департамента корпоративных отношений банка Вольфганг Скрибот.

Он также обратил внимание на то, что инвестиционная привлекательность МРСК зависит от перехода на общепринятую в мире систему тарифного регулирования, основанную на рыночной доходности инвестированного капитала.