24.10.2005
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья!
Начинаем очередное совещание, посвященное подготовке к предстоящей зиме. Я думаю, будет правильно, если в соответствии с традицией, которая у нас сложилась, мы сначала вместе оглянемся на период, прошедший после нашего последнего совещания весной 2005 г. Отфиксируем наиболее значимые события, произошедшие в энергосистеме страны за этот период, и определим для себя наиболее значимые приоритеты ближайшего и среднесрочного будущего.
Наверное, все со мной согласятся, что самым значимым и самым драматическим для нас событием в этот период была авария в Московском энергоузле 25 мая с.г. Пожалуй, лично для меня это было самое тяжелое событие за весь период работы в энергетике. Думаю, что точно также и для всех коллег, как имевших, так и не имевших к этим событиям прямого отношения. Я не хочу сейчас подробно рассказывать о том, что произошло.
Вы прекрасно знаете об этом, а также о принятых по результатам расследования документах. Хотел бы еще раз повторить, то, что уже было сказано: ответственность за произошедшее на 100 % лежит на энергетиках и на Председателе Правления РАО "ЕЭС России" лично. Исходя из этого, самое главное, что мы должны были сделать - оценить причины и извлечь уроки.
Я считаю, что в целом на сегодняшний день это сделано. Вы знаете о том, что мы оперативно подготовили документ под названием "Основные направления программы повышения надежности ЕЭС России". Он был рассмотрен советом директоров РАО "ЕЭС России" и направлен в Правительство РФ.
В этом документе содержался достаточно масштабный перечень мер, решений, действий по всем направлениям нашей работы по повышению надежности. После того, как он был утвержден Советом директоров, менеджменту было поручено в срок до 1 сентября, отталкиваясь от основных направлений Программы, сделать собственно саму Программу. 29 августа 2005 г. Программа была утверждена на заседании Правления РАО "ЕЭС России". Пересказывать этот документ я естественно не буду, исхожу из того, что все присутствующие без исключения - я хочу это подчеркнуть - с ним знакомы.
Считаю, что независимо от профиля работы и занимаемой должности, эта Программа для всех нас должна стать реальной основой для содержательных действий, которые мы разворачиваем, чтобы подобного рода события были практически невозможны в дальнейшем. Я считаю, что самые первые действия, которые были реализованы в этой связи, были достаточно целостными и системными.
Повторю еще раз, что не буду их перечислять, весь набор вы знаете, начиная с крупных организационных шагов и кончая кадровым решением - изменением состава Правления РАО "ЕЭС России" и введением должности технического директора Холдинга. Говорю об этом только потому, что считаю, что наша реакция на произошедщее и наши меры по реализации этой программы должны касаться, безусловно, не только головной компании, но и всех без исключения: ТГК, ОГК, МРСК, ММСК, ФСК, Системного оператора, ГидроОГК.
В ходе обсуждения майских событий был поставлен ключевой для нас вопрос - вопрос под названием: "Авария и реформа". Как вы знаете, пока еще остаются оппоненты, которые по сути дела попытались связать эти два события между собой и заявить о том, что произошедшая в Московском регионе авария является результатом реформы энергетики. Сейчас, оглядываясь на прошедшее, можно совершенно определенно отфиксировать, что эта позиция не была поддержана никем из серьезных участников процесса.
Я имею в виду не только руководство компанией. Естественно, я имею в виду руководство министерств и ведомств, я имею в виду руководство Правительства, я имею в виду Государственную думу, я имею в виду Президента Российской Федерации. Совершенно очевидно, что сегодня позиция "авария - результат реформы" отвергнута, как непрофессиональная и несерьезная.
Вместе с тем, также определенно и внятно мы должны были отфиксировать для себя, и мы это отфиксировали, что дальнейшая реализация реформы и вся деятельность РАО "ЕЭС России", безусловно, должна быть переосмыслена, доработана, и приоритет надежности должен быть существенно повышен. Именно в этом и должно состоять исправление тех ошибок, которые мы с вами допустили и которые стали причиной произошедшей аварии.
Я считаю, что такое определение приоритетов абсолютно обоснованно и правильно. Реализовывая Программу повышения надежности, которая стала для нас уже утвержденным документом, мы должны исходить из того, чтобы не просто создать набор плановых мер и отчитаться об их исполнении.
Речь идет о существенно большем, речь идет о том, что создаваемая нами, по сути дела заново, система управления надежностью должна быть выстроена так, чтобы она продолжала эффективно функционировать и после того, как реорганизация РАО "ЕЭС России" завершится.
Именно поэтому в основе всего того, что в сфере надежности будет делаться, должны лежать интересы потребителя. Надежность необходима, прежде всего, потребителю - потребителю в широком смысле слова, начиная с сельского дома и заканчивая крупнейшими промышленными предприятиями. Для них работает энергетика, и это означает, что у них должны быть рычаги и оценки нашей работы в сфере надежности, рычаги влияния на эту работу.
Помимо потребителей, не менее значимую роль во всей создаваемой системе должен играть акционер, собственник, для которого это тоже, безусловно, небезразлично.
Причем я хочу подчеркнуть, что речь идет, естественно, и о нашем главном акционере - государстве. Но точно так же речь и идет и о наших миноритарных акционерах, для которых надежность энергосистемы - это ключевой фактор сохранения их активов. Безусловно, серьезнейшие задачи в связи с созданием системы надежности лежат и на самом государстве, уже не как на собственнике акций РАО "ЕЭС России", а как на государстве, которое создает законодательные и нормативные рамки.
Если вы присмотритесь еще раз к самому документу, Программе повышения надежности, вы увидите там буквально по каждому из этих направлений целый ряд шагов. Если речь идет о собственниках, акционерах, в числе предлагаемых мер есть меры по созданию комитетов по надежности при советах директоров энергокомпаний - ОГК, ТГК, да и практически всех вновь создаваемых структур. Думаю, что и при Совете директоров РАО "ЕЭС России" такой комитет может быть создан. По крайней мере, мы это будем предлагать нашему Совету.
Если речь идет о государстве, то надо прямо сказать, что авария выявила узкие места в сфере регулирования, прежде всего, в сфере технического регулирования, которые требуют масштабнейших действий со стороны государственных органов. Естественно, мы должны активно должны в этом участвовать и участвуем, но без государства мы эти проблемы решить не можем. Я имею ввиду, прежде всего, систему технических регламентов, систему национальных стандартов, которые, если называть вещи своими именами, вообще отсутствуют в стране.
Совершенно нелепая, парадоксальная ситуация, когда ни один специалист не может сказать, действует ли в стране система государственных стандартов или нет. Очевидно, что не принято на сегодня ни одного технического регламента и ни одного национального стандарта. Сейчас уже ясно, что именно нам придется стать первой отраслью в стране, которая активно начнет двигаться в этом направлении.
Хочу подчеркнуть то, что целый набор действий, направленных на повышение надежности, был совершен в РАО "ЕЭС России" еще до аварии и независимо от нее. Возможно, поздновато. Но, тем не менее, они были не случайными. Я имею в виду Концепцию технической политики РАО "ЕЭС России", которую мы вместе разрабатывали и которую мы всерьез обсуждали еще на нашем совещании в апреле 2005 г.
Вслед за принятием Концепции технической политики, следующий разработанный нами документ - сама Программа повышения надежности. Следующим шагом в этой работе стало принятое недавно решение о приобретении акций "Силовых машин". Оно не является случайным или экспромтом, оно является продолжением целостной программы действий в сфере технической модернизации оборудования, без надежности которого надежность немыслима.
Мы будем на этом совещании говорить и о тех новых требованиях, которые касаются разработки в каждой генерирующей компании инвестиционной программы на пять лет, программы с конкретным перечнем инвестиционных проектов на 2006 -2010 годы. Эта программ должна сформировать наши требования к производителям основного оборудования, а наш контроль над "Силовыми машинами", который мы получим, обеспечит выполнение этих требований. Иными словами, мы должны выйти на серийный заказ, разложенный по годам - 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.
Основой для этого заказа - повторю это еще раз - должны стать инвестиционные программы, которые будет разрабатывать каждая генкомпания, а сам по себе этот заказ должен быть не просто требованием изготовить такое-то количество действующих турбин.
Речь идет о том, что в рамках этого заказа мы сформулируем требования по существенному, я бы сказал, радикальному повышению и в отношении технического уровня паровых турбин и в отношении гидравлических турбин и в отношении газовых турбин.
И мы будем опираться на нашу же с вами колоссальную работу, проведенную по ГТУ-110, да и в сфере генераторов для "Электросилы" и других видов основного оборудования, которое производят "Силовые машины".
"Силовые машины" произвели 80% оборудования, которое работает на предприятиях РАО "ЕЭС России". Отсюда и вырастает эта логическая цепочка: от нашей инвестпрограммы до, по сути, перевода отечественного энергомашиностроительного комплекса на качественно новый технологический уровень с нашим заказом и с нашим контролем за собственностью и управлением в этой компании.
Еще один аспект, который я, может быть повторяясь, хотел бы выделить из наших действий по повышению надежности. Он касается программ размещения и развития энергетики на 15-20-летний срок. И результат должен быть не на уровне прогноза, как мы это сейчас делаем. Безусловно, имеющиеся прогнозы показали нам реальную тенденцию перехода в нулевой баланс, а вслед за ним и в отрицательный, в дефицитный баланс в 2008, 2009, 2010 году по разным регионам. Однако, то, что мы поняли для себя, что уже нужен следующий шаг.
Нужен не просто пятилетний прогноз, который показывает нам индикативно зоны потенциального риска, а нужен более глубинный документ - программы развития и размещения, в которых мы определимся, в каких конкретно точках должны появится новые генерирующие объекты и какой мощности, какие шаги по сетевому строительству должны быть сделаны для выдачи этой мощности, какие решения по противоаварийной автоматике должны быть реализованы в этих регионах.
Хочу подчеркнуть, что речь идет не о прогнозе, а о программных решениях, которые для нас будут целостной основой, отталкиваясь от которой уже практические решения будет делать и ФСК, и Системный оператор, и ТГК, и ОГК, и МРСК.
Эти программы мы, в соответствии с тем, что записано в нашем документе, намерены разрабатывать по округам, я имею в виду федеральные округа, и по крупнейшим регионам, таким как Москва и Санкт-Петербург. В каждом федеральном округе при участии аппаратов Полномочных представителей Президента РФ мы намерены создавать комиссии по надежности.
Член Правления, технический директор РАО "ЕЭС России" Борис Вайнзихер будет координировать работу каждой из этих комиссий по округам и обеспечивать объединение наших усилий с действиями региональных администраций.
Я уверен, что все собравшиеся в этом зале восприняли работу в этом направлении как содержательный приоритет, который мы будем реализовывать столько времени, сколько будет работать компания РАО "ЕЭС России".
Фотография с персонального сайта А.Б.Чубайса.