МРСК Северо-Запада построит цифровую сеть УКВ-радиосвязи стандарта DMR

18.07.2018

МРСК Северо-Запада построит цифровую сеть УКВ-радиосвязи стандарта DMR
ПАО «МРСК Северо-Запада» (входит в ГК «Россети») реализует в филиале «Карелэнерго» пилотный проект по развертыванию цифровой радиосети стандарта Digital Mobile Radio (DMR), которая существенно расширит зону радиопокрытия, а также откроет широкие возможности для повышения эффективности оперативно-технологического управления бригадами во время аварийно-восстановительных и плановых работ.
 
В настоящее время оперативно-технологическая радиосвязь филиалов МРСК Северо-Запада обеспечивается локальными базовыми станциями аналоговой УКВ-радиосвязи, не связанными в общую сеть и не имеющими интеграции с технологическими и корпоративными информационными системами. В связи со сложным рельефом местности и сильной залесенностью территории существует значительные «слепые» зоны радиосвязи. Проблемой также является потеря управляемости аварийно-восстановительными работами посредством сотовой связи после 2-4 часов отсутствия электроснабжения базовых станций операторов. При этом спутниковая связь, которой дополнительно обеспечены бригады, требует значительных эксплуатационных затрат и применяется только для экстренной связи.
 
Стандарт радиосвязи DMR даст возможность управлять мобильными бригадами с любого диспетчерского пункта и вести переговоры с группами абонентов напрямую, избегая передачи информации между диспетчерским пунктом и бригадой «по цепочке» между дежурным персоналом подстанций. Радиопокрытие подстанций и охранных зон воздушных линий ПО «ЗКЭС» планируется увеличить с 50 до 97 и с 15 до 97 процентов соответственно.
 
Главными преимуществами цифровой сети DMR являются двукратное увеличение количества каналов в используемом радиочастотном ресурсе, полное отсутствие помех в режиме голосовой связи, защита от прослушивания, длительная непрерывная работа от батареи, возможность передачи пакетных данных со скоростью до 1,2 кбит/c на канал. Передача данных в сети DMR позволит организовать канал телемеханики до удаленных подстанций и реализовать телеуправление реклоузерами даже в отсутствии прямой видимости, контролировать с диспетчерских пунктов перемещение автотранспорта и бригад на геоподложке в реальном режиме времени, обмениваться с бригадами текстовой информацией по радиоканалу, оперативно формировать группы радиоабонентов для эффективного управления несколькими бригадами во время аварийно-восстановительных работ. Канал передачи данных позволяет формировать карты уровней радиопокрытия для планирования развития сети, повысить уровень безопасности персонала бригад посредством передачи на диспетчерский пункт сигнала SOS, сигналов фиксации падения и длительного нахождения в лежачем положении работника.
 
Планируется использование сети DMR как части системы управления аварийно-восстановительными работами (OMS), обеспечивающей автоматизированное планирование оптимальных маршрутов бригад и спецтехники, предварительный расчет времени восстановления и индексов надежности электрических сетей.
 
В производственном отделении будет установлен радиосервер с диспетчерским ПО и двумя автоматизированными рабочими местами. Требуемое радиопокрытие будет обеспечено 12 базовыми станциями и 4 стационарными радиостанциями с автономным питанием до 24 часов. В рамках проекта 73 единицы автотехники оснащаются мобильными радиостанциями и на 10 единиц устанавливаются мобильные ретрансляторы. Бригады доукомплектуются 96 цифровыми радиостанциями.
 
В рамках подготовки к переходу на цифровую радиосвязь DMR силами персонала подразделений АСТУ проведен расчет зон покрытия и радиотрасс широкополосного доступа для всей зоны обслуживания МРСК Северо-Запада с использованием специализированных расчётных систем, цифровых карт рельефа, застройки и леса. Выполнена оптимизация количества базовых станций и мест их размещения, что позволило значительно увеличить зону радиопокрытия при четырехкратном снижении количества ретрансляторов по сравнению с существующей аналоговой системой радиосвязи.
 
В первую очередь для строительства сети DMR будут отобраны зоны, в которых при обеспечении максимального покрытия будет получен наибольший экономической эффект от вложенных затрат за счет сокращения количества радиооборудования. В удаленных малонаселенных зонах, где капитальные затраты на строительство радиосети экономически неэффективны, радиосвязь во время работы бригад будет обеспечиваться посредством ретрансляторов, установленных на бригадных автомобилях. Оптимальные места размещения автомобилей во время работ в таких зонах будут рассчитаны и внесены в инструкции по использованию средств радиосвязи.