Вадим Федоров: «Вектор нашей работы – изменить культуру потребления электроэнергии»

26.05.2017

Вадим Федоров: «Вектор нашей работы – изменить культуру потребления электроэнергии»
В перерыве между этапами межрегиональных соревнований профмастерства специалистов по учету электроэнергии МРСК Северо-Запада, заместитель генерального директора компании по развитию и реализации услуг, главный судья соревнований Вадим Федоров рассказал о работе сетевой компании по снижению потерь электроэнергии, персонале «на вес золота», и почему выгоднее быть добросовестным потребителем.
 
- Вадим Николаевич, это первые в истории компании соревнования специалистов по учету энергии. Каковы их локальные и глобальные цели?
 
- Первое – нам нужно выбрать лучшую команду по учету электроэнергии. А в глобальном смысле – это способ обмена успешным опытом, обучения и мотивации персонала. Кроме того, соревнования призваны повысить престиж профессии.
 
Другие соревнования профмастерства, например, для электромонтеров распредсетей, линейного персонала или специалистов подстанций, в МРСК Северо-Запада проходят на регулярной основе. И все лучшие практики быстро распространяются в филиалах, внедряются в работу. В блоке реализации услуг и учета электроэнергии до недавнего времени этого не было. Благодаря соревнованиям команды видят, как работают коллеги, оценивают себя на фоне других. Мы уверены, что каждый из 35 участников будет проводником передовых знаний у себя в филиале, производственном отделении, РЭСе.
 
В заданиях этапов мы постарались предусмотреть отработку всех приемов и навыков, использование приборов и технических средств, которые необходимы в ежедневной борьбе с потерями и выявлении неучтенного потребления. Поэтому соревнования максимально приближены к реальной практике.
 
- В МРСК Северо-Запада из 15 тысяч сотрудников учетом электроэнергии и энергоэффективностью занимаются около 1000 сотрудников, то есть каждый 15-й работник.
 
- Да, но именно от этой части работников зависит значительная доля экономических результатов компании.  Их мало, но они – на вес золота. Эти специалисты приносят огромный экономический эффект, так как снижение потерь электроэнергии за счет выявления неучтенного потребления – существенный потенциал для уменьшения финансовых затрат нашей компании и увеличения выручки. От профессионализма сотрудников по учету электроэнергии зависит успех всей компании. Поэтому мы уверены, что эти соревнования должны стать ежегодными.
 
2017 год в нашей отрасли - переломный, потому что именно сейчас происходят законодательные изменения, отменяется последняя миля в ряде регионов нашей ответственности. Поэтому мы работаем над компенсацией выпадающих доходов. Одно из мероприятий – именно снижение потерь.
 
По итогам 2016 года наши средние потери по компании составили всего 6, 23 процента - это очень хорошие показатели, одни из самых низких среди МРСК. Но мы считаем, что потенциал еще есть. В основном - за счет выявления неучтенного потребления.
 
В сложных финансовых условиях мы хорошо понимаем, что борьба с потерями не требует таких глобальных затрат, как замена основного оборудования, но дает ощутимый экономический результат. Как по формуле эффективности Парето – 80% проблем можно снять, вложив 20% затрат, обучив и оснастив персонал и внедрив эффективные методы управления и учета.
 
- В Карелии работает отряд «охотников за потерями» - мобильная группа, которая выезжает в рейды по выявлению безучетного потребления. Планируется ли распространять этот опыт по другим филиалам? Какие еще новшества применяются в компании для повышения эффективности учета?
 
- Работа мобильных групп приносит ощутимые результаты, и их опыт будет транслироваться на другие филиалы. Эти инспекционные бригады выезжают вместе с сотрудниками направления безопасности и не только выявляют безучетное потребление, но и оценивают эффективность линейного персонала в РЭСах.
 
На днях во всех филиалах мы вводим в промышленную эксплуатацию новую разработанную нами автоматизированную информационную систему учета «АИС Транспорт электроэнергии», которую мы создали в прошлом году и совершенствовали до настоящего времени. На нее переходят и линейный персонал, и аналитики, и руководители филиалов, которые вместе создают единое информационное поле.
 
Там сконцентрирована вся база данных о полутора миллионах потребителей в зоне нашей ответственности. В системе есть приложение «Мобильный обходчик», которое предполагает работу персонала по учету электроэнергии с помощью планшетов. Система позволяет сфотографировать прибор учета, снять показания и сразу (онлайн) занести в базу данных. Задача 2017 года – весь линейный персонал доукомплектовать планшетами и обучить работе в «Мобильном обходчике». Фактически мы переходим на новые методы работы по учету электроэнергии на всех уровнях.
 
Кроме того, это дополнительная мотивация для персонала – когда есть удобный инструмент для работы, современное оборудование, понятная система и достойные условия труда, то и отношение к своему делу меняется, повышается желание работать качественно и на результат.
 
- Почему когда воруешь у соседа курицу – ты вор, а когда делаешь наброс на провода, незаконно подключаешь свой дом, ставишь магнит на счетчик – то это вроде не в счет и зачастую остается безнаказанным?
 
- Это идет с советского времени, когда энергетики обеспечивали население электроэнергией за копейки. У людей выработалась модель - электричество ничего не стоит. А психологию и менталитет исправить очень тяжело. До сих пор для наших граждан электроэнергия – это некое обязательное благо, которое просто должно быть. А что это товар, и что за него надо платить, – многие не задумываются. Это осознание тяжело проникает в широкие массы. Сейчас стоимость электроэнергии за исключением некоторых регионов имеет рыночную цену, и это ощутимая статья расходов для каждой семьи. Потому недобросовестные потребители в попытках как-то сэкономить похищают электроэнергию.
 
В Великобритании, например, воруют электроэнергию мало. Там за первую попытку хищения – серьезные штрафы. За вторую – заводят дело об административном правонарушении, лишают льгот, ставят «клеймо» в кредитную историю человека, что влияет на всю его репутацию. Третье хищение – тюрьма, без альтернативы. Это очень стимулирует не воровать.
 
А у нас очень слабое законодательство в части ответственности за хищения электроэнергии. Поэтому нам важно информировать потребителя, поменять отношение общества к безучетному использованию электроэнергии, изменить культуру потребления.
 
Опыт работы и нынешние соревнования подтверждают, что наши специалисты по учету – высококвалифицированные сотрудники, в арсенале которых самое новейшее оборудование и эффективные методы выявления хищений электроэнергии. Поэтому сегодня любое безучетное потребление не остается безнаказанным, и злоупотреблять этим не стоит.
 
Мы, как сетевая компания, постоянно расширяем парк автоматизированных счетчиков, которые не позволяют искажать данные учета. Если кто-то думает что сможет обмануть энергетиков – это вряд ли. Все изменения в характере потребления отражаются в системе, и туда, где обнаруживаются нестыковки, обязательно придут наши сотрудники, на нарушителя будет составлен акт безучетного потребления. В итоге придется заплатить в разы больше, чем при добросовестном потреблении и оплате в срок.
 
Быть законопослушным потребителем просто, безопасно и удобно. Мы ценим своих потребителей и активно внедряем для них электронные сервисы, в том числе - для передачи показаний счетчиков через личный кабинет на интернет-портале. А главное - предоставляем качественную электроэнергию и надежное электроснабжение.