18.03.2016
Юридические подразделения ПАО «МРСК Северо-Запада» (дочерняя компания ПАО «Россети») сформировали положительную практику применения антимонопольного законодательства, благодаря которой по итогам 2015 года сумма штрафов, налагаемых на компанию Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными подразделениями, снизилась более чем в 13 раз.
Так, в 2014 году высокие суммы штрафов (212,6 млн руб.) были обусловлены спецификой определения УФАС границ товарного рынка, на котором совершено правонарушение, связанное, как правило, с нарушениями сроков технологического присоединения потребителей.
Антимонопольная служба определяла границей товарного рынка территорию субъекта, на которой расположены энергопринимающие устройства потребителя. Соответственно, при расчете штрафа учитывалась соответствующая сумма выручки компании. МРСК Северо-Запада в судебных инстанциях доказала обоснованность определения границ товарного рынка в зависимости от точки ввода сетей на объект, где находятся энергопринимающие устройства потребителя. Благодаря этому в конце 2014 года общая сумма штрафов была снижена более чем на 118,4 млн руб.
В числе знаковых - решение по иску МРСК Северо-Запада к Федеральной антимонопольной службе России об отмене постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 93,5 млн рублей в связи с неправильным определением антимонопольным органом границ товарного рынка, на котором совершено правонарушение. Суды трех инстанций поддержали правовую позицию энергетиков, штраф был снижен до минимального - 100 000 рублей.
Также компания создала прецеденты снижения размера штрафа при рассмотрении судебных дел по оспариванию постановлений о привлечении Общества к административной ответственности «ниже низшего предела» (минимальная санкция – 100 000 руб.). В отдельных случаях наложенный на ПАО «МРСК Северо-Запада» штраф был снижен до 1000 руб.
Учитывая сформированную правоприменительную практику, в 2015 году общая сумма штрафов, наложенных на компанию региональными отделениями УФАС, составила 16,3 млн рублей. По 12 постановлениям антимонопольных органов штрафы на общую сумму 2,3 млн. руб. в результате судебного обжалования снижены более чем вдвое - до 1,1 млн руб.
Отметим также, что 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - так называемый "четвертый антимонопольный пакет".
Согласно этому документу, изменяется порядок привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности:
- действия Общества, повлекшие ущемление интересов отдельных физических лиц (например, нарушение сроков технологического присоединения), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, более не могут считаться злоупотреблением доминирующим положением. Соответственно все механизмы, предусмотренные антимонопольным законодательством, такие как предупреждение, предписание, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и иные, в таких случаях не будут использоваться;
- в качестве санкции к Обществу будет применяться ст. 9.21 КоАП РФ «нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)», которая предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, законодатель закрепил санкции в конкретном денежном выражении без привязки к выручке организации.
Так, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016г. по делу №А29-8700/2015 постановление о наложении штрафа на МРСК Северо-Запада было признано не подлежащим применению, так как на момент вынесения постановления судом апелляционной инстанции уже действовал так называемый «четвертый антимонопольный пакет». Таким образом, МРСК Северо-Запада удалось доказать необоснованность наложения на компанию штрафных санкций.
МРСК Северо-Запада как инфраструктурная компания предпринимает все меры для исполнения антимонопольного законодательства и своевременного присоединения потребителей к сетям компании.