31.03.2015
В марте Воркута пережила одну из самых сильных метелей за последние несколько десятилетий. Непогода бушевала около 10 дней, порывы ветра в тундре достигали 34 м/с. Шквальный ветер со снегом наметал многометровые сугробы. Людей просили оставаться дома и не пользоваться личным транспортом. Пассажирские автобусы по кольцу от города до поселков и обратно передвигались только колоннами в сопровождении шнекоротора, фронтального погрузчика и грейдера. Энергетики филиала МРСК Северо-Запада «Комиэнерго» пришли на помощь людям, оказавшимся в снежном плену.
В 9 утра такая колонна из снегоуборочной техники и автобусов выдвинулась из Воркуты в поселок Комсомольский. В обычный день время в пути занимает от 30 до 40 минут. Проделав большую часть пути, машины встали – трактора оказались бессильны перед стихией. Как написала на сайте Заполярка-онлайн.рф Ирина - очевидец и невольный участник этих событий, какое-то время трактор справлялся с возникающими снежными наносами и заторами:
- Мы застряли за переездом на Комсомольскую шахту. С нами был трактор с большими колесами и ковшом. Название марки я не знаю, но он нас сопровождал. Сначала мы застряли на переезде – он нас вытащил. Потом мы застряли еще раз. И он уже не смог ни вытащить нас, ни вычистить путь. Он стоял рядом, но был в бездействии. Потом мы начали звонить везде и всюду. В первую очередь в МЧС. Нам сказали, что до нас не могут доехать, не могут добраться. Сказали: «Ждите, помощь будет».
Информация о заметенном автобусе дошла и до директора Воркутинских электрических сетей филиала МРСК Северо-Запада «Комиэнерго» Владимира Ксензова. Он тут же связался с начальником Комсомольского района электрических сетей. Энергетики присоединились к спасательной операции.
- Наши сети метель выдержали. На тот момент никаких отключений в районе не было, вездеход был свободен. Поэтому я дал команду выдвигаться на помощь людям, застрявшим в снежном плену. Это Север, тут без взаимовыручки никак, - говорит Владимир Викторович.
Начальник Комсомольского РЭС Владислав Микушов своего вездеходчика в одиночку отправлять не стал – поехали вместе. ГАЗ 51 медленно пополз по двухметровым сугробам.
- На выезде из поселка обнаружили перевернутый ТРЭКОЛ. А в будке сидели люди, в том числе маленький ребенок. Мы забрали пассажиров – и поехали обратно, развозить их по домам. Ветер был такой силы, что видимость составляла лишь несколько метров. Поэтому всех доставили по адресам – чтобы они не заплутали в пургу, - рассказывает начальник РЭС.
Во время второго рейса вездеходу энергетиков удалось пробиться к маршрутке. Она завязла километрах в 5 от поселка Воргашор. У автобуса ждали помощи уже около 40 человек – спасатели стали свозить сюда еще и людей из заметенных легковушек. Они на свой страх и риск, игнорируя предупреждения, пытались самостоятельно добраться домой.
- Радость пассажиров словами не передать. Они же сидели в автобусе с утра, напуганные, уставшие и голодные. А мы приехали уже к 7 вечера. Забрали в первую очередь женщин и детей, в кабину, рассчитанную на десятерых, набилось около 20 человек. И поползли обратно. Эту картину сложно описать: метель, видимости нет, высота сугробов – 2-3 метра. Снежная пыль летит еще и из-под гусениц, в результате возникает ощущение невесомости и потерянности в пространстве. Сразу накатывает тошнота. Это в кабине вездехода. А пассажиры в закрытом кузове совсем потеряли ощущение реальности, думали, мы потерялись и ездим по кругу. Многим за время поездки стало дурно, - вспоминает В. Микушов.
На подъезде к поселку вездеход обнаружил группу мужчин – они своими силами решили пробиваться от автобуса к Комсомольскому, чтобы привести помощь. Шли по голой тундре, по грудь в снегу, где-то ползком.
- Им оставалось пройти метров сто, поэтому мы не стали тратить время и пошли на 3 рейс. Наткнулись на 2 автомобиля скорой помощи – выехали по вызову и завязли. Взяли на буксир «паровозом» сразу обе машины, и потащили в поселок. Когда вновь добрались до автобуса, туда уже смогли пробиться спасатели. Поэтому людей вывозили колонной - вездеход спасателей, ТРЭКОЛ и частный УАЗ на высоких колесах, подготовленный для езды по тундре.
К 10 вечера коммунальщики трассу пробили – грейдеры и шнекороторы расчистили дорогу, колонна дошла до Воргашора.
- У меня водитель вездехода, Анатолий Головерда, очень опытный, 30 лет за рычагами. Он всю жизнь прожил в Воркуте, много ездил по тундре. Поэтому хорошо ориентируется даже в непогоду – только благодаря этому смогли своевременно прийти на помощь и вызволить людей из плена. Сами застряли разок, выехали лишь благодаря бревну, которое закреплено на борту именно для таких случаев – подложили его под гусеницы. Вот так вдвоем мы смогли оперативно и технику вытащить, и людям помочь, - говорит начальник Комсомольского района электрических сетей.
Сами воркутинцы сегодня сравнивают эту метель со знаменитой «рыжковской пургой», разве что мороза сильного на этот раз не было. Она бушевала здесь 25 лет назад, 8-9 февраля 1990 года. И именно в эти два дня в Воркуте с официальным визитом находился Председатель Совета Министров СССР. Тогда на глазах Николая Рыжкова энергетики спасли заполярный город от катастрофы.
фото: пресс-служба МРСК Северо-Запада, сайт заполярка-онлайн.рф.