14.09.2012
В 2012 году рост конечных цен на электроэнергию в РФ для потребителей, исключая население, в среднем за год к предыдущему году, по оценке, составит не более 6,6%, что ниже прогнозируемого ранее уровня на 0,5-1,0 п.пункта, говорится в подготовленном Минэкономразвития РФ Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.
По данным ведомства, более низкий рост обусловлен установлением с июля 2012 года регулируемых тарифов сетевых организаций и цен на электроэнергию на оптовом рынке к уровню декабря 2011 года, которые были ниже среднегодовых показателей в связи с принятыми мерами по обеспечению роста цен на электроэнергию в 2011 году в рамках, обозначенных в прогнозе, результатом которых стала ниспадающая динамика цен с середины 1-го полугодия 2011 года по июнь 2012 года.
В отчете указывается, что «основными факторами роста цен (тарифов) на электроэнергию являются рост цен на газ и другие виды топлива, оплаты труда, включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы), а также изменение налогового законодательства».
В 2013 году рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей составит 12-13,5% в среднем за год к предыдущему году, в 2014 году - 10,5-12,5%, в 2015 году - 11-13 процентов. Более высокий рост цен в 2015 году против 2014 года по расчетам министерства обусловлен увеличением оплачиваемых объемов новых мощностей по сравнению с предшествующими годами.
Электросетевой комплекс переведен с 2012 года на долгосрочное регулирование тарифов. Индексация регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций будет производиться с июля в 2013 г. - на 10%, а в 2014-2015 гг.- на 9-10% в среднем по РФ.
Минэкономразвития ожидает, что в отдельных субъектах РФ, в том числе в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области рост котловых тарифов может превышать среднероссийский уровень вследствие необходимости реализации значительных инвестиционных программ (особенно, принимая во внимание меры по сокращению платы за технологическое присоединение). По отдельным уровням напряжения рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии также может превысить рост средних тарифов в связи с изменением модели функционирования розничных рынков электроэнергии. При этом, отмечают в МЭР, в опубликованном прогнозе не учтено прекращение в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2014 г действия договоров «последней мили».
Темп роста тарифов сетевых компаний, регулируемых методом доходности инвестированного капитала, должен сохраниться с учетом принятых долгосрочных решений до 1 ноября 2012 года. В 2013-2014 гг. рост тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» установлен по 9,4% ежегодно.
По прочим распределительным сетевым компаниям, регулирование которых производится по методу долгосрочной индексации, указывается в отчете, предусмотрена корректировка утвержденных долгосрочных параметров, в том числе с учетом методов сравнения аналогов. Также планируется провести работу по исключению из единых котловых тарифов затрат сетевых компаний, оказывающих услуги преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц.
«При этом следует обеспечить контроль достижения сетевыми организациями показателей надежности и качества и в случае нарушений таких показателей применять к ним экономические санкции, предусмотренные нормативными актами», - считают в МЭР.
Начиная с 2012 года, возврат инвестиций учитывается в тарифном регулировании исключительно после ввода в эксплуатацию построенных/реконструируемых объектов. Начиная с 2013 года предусматривается применение укрупненных нормативных расценок на основные виды инвестиционных затрат, не допускающие возможность перекладывания завышенных затрат в тарифы. Также, ожидает МЭР, должны применяться методы технологического аудита инвестиционных программ, позволяющие оптимизировать перечень мероприятий и ориентировать их на удовлетворение потребностей потребителей.
Согласно новой модели функционирования розничных рынков электроэнергии, принятой в 2012 году, изменение регулируемых показателей энергосбытовых организаций будет осуществляться дифференцированно по группам потребителей с учетом их региональной специфики и мер по сокращению перекрестного субсидирования в сбытовом секторе.
Для населения рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) в среднем по Российской Федерации за 2013 год к предыдущему году составит 9,1-10,6%, в 2014-2015 гг. - 12-15% при индексации в июле по 12-15% ежегодно. В МЭР поясняют, что повышение темпов роста относительно прогноза на 2012 год обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период 2010-2012 гг. вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей, а также необходимостью учета в тарифах на электрическую энергию, поставляемую на оптовом рынке по регулируемым договорам для населения, роста цен на топливо в 2012 году, не учтенного в параметрах роста тарифов на 2012 год и до 2014 года, утвержденных прогнозом на 2012 год и на плановый период до 2014 года.
МОСКВА, 13 сентября (BigpowerNews)