RAB-экзамен

08.06.2012

RAB-экзамен

Правление Федеральной службы по тарифам согласовало долгосрочные параметры для всех филиалов МРСК Северо-Запада, регулируемых по методу доходности инвестированного капитала (RAB).  Перезагрузка стала своего рода аттестацией, подтвердившей стремление власти регионов и электросетевой компании развивать территории,  вкладывая средства в формирование современной энергетической инфраструктуры.

Что означает перезагрузка параметров регулирования, и что изменилось в формировании тарифа на передачу? Ситуацию прокомментировал руководитель департамента тарифообразования ОАО «МРСК Северо-Запада» Валентин Чесноков.

Для перехода на RAB регулирующие органы и регулируемые организации проделали колоссальный объем работ. Решение о переходе было вполне осознанным. Чем вызвана потребность в перезагрузке параметров? 

При переходе на RAB регуляторы утверждали электросетевым компаниям долгосрочные параметры для установления долгосрочных тарифов. К ним относятся базовый уровень операционных расходов и индекс их эффективности, размер инвестированного капитала,  норма его доходности и срок возврата, а также размер чистого оборотного капитала, региональный коэффициент доходности, уровень надежности и качества услуг. 

Согласно постановлению Правительства 1178 эти параметры подлежали пересмотру в целях сдерживания роста тарифов. Всем компаниям, которые перешли на RAB, предстояло пройти процедуру согласования новых параметров в ФСТ России.

Объем работы, которую предстояло проделать специалистам МРСК Северо-Запада, в т.ч. департамента тарифообразования, был огромный. Мы понимали всю важность и одновременно сложность работы, которую надо было осуществить в кратчайшие сроки. Поэтому начали ее выполнять задолго до объявления о начале процедуры, как только появился проект постановления. В конце 2011 года мы приступили к расчетам. Просчитывалось множество вариантов. Предстояло исходя из новых, планируемых на тот момент, сценарных условий подобрать наиболее оптимальные параметры тарифных решений, рассчитать объемы инвестиционных программ, и как итог предложить наиболее эффективный вариант региональным регуляторам.

К марту были подготовлены предварительные тарифные модели, сформированы корректировки инвестиционных программ и направлены на рассмотрение в регионы.  В ФСТ России прошли согласительные совещания, на которых были получены предложения и замечания по уточнению моделей, над ними мы совместно с регулирующими органами очень плотно работали весь апрель. В мае состоялись итоговые совещания, которые мы успешно прошли, что привело к положительному решению по всем нашим филиалам, перешедшим на RAB.

Успешное прохождение процедуры согласования долгосрочных параметров позволило  филиалам  МРСК Северо-Запада сохранить до 1 июля 2017 года регулирование по методу доходности инвестированного капитала, который позволяет осуществлять масштабные капитальные вложения в развитие электросетей регионов. Если бы мы не прошли «перезагрузку», то с 1 июля 2012 года были бы вынуждены перейти на регулирование методом долгосрочной индексации. А это означало бы смену акцента с инвестиций на текущее обслуживание сетей, по сути, «латание дыр», от которого позволил уйти переход на RAB.

Какие параметры тарифных решений были приняты в ходе «перезагрузки»?

Следует отметить, что значение тарифных параметров в ходе перезагрузки довольно существенно снизилось. Основная цель «перезагрузки» - реализация государственной политики по сдерживанию роста тарифов. При кажущихся различиях в тарифных параметрах, на которых нам пришлось остановиться, основной параметр – рост тарифов – практически одинаков по всей России. На 2013 и последующие годы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития России рост тарифов на услуги сетевых компаний в любом регионе не должен превысить 10 процентов в год. Таким образом, объем денежного потока на ближайшие годы понятен. Все остальное – лишь оформление в соответствующие математические модели и соблюдение RAB критериев.

Конкретные числовые значения мы опубликуем после выхода соответствующих актов региональных регуляторов. Но, повторюсь, денежный поток в значительной степени определен правительственным прогнозом.

Перезагрузка была бы невозможна без поддержки руководства регионов и совместной слаженной работы с региональными регуляторами.  Что помогло понять и принять интересы друг друга?

В законе об энергетике записаны базовые принципы регулирования. Один из них – соблюдение баланса интересов. Именно понимание этого принципа помогает нам эффективно работать с регулирующими органами. Мы понимаем цель сдерживания роста тарифов и пытаемся в рамках нее предложить эффективные механизмы регулирования, позволяющие защитить интересы энергетиков.  В том числе, в рамках тарифных моделей.

МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА. МРСК. ФОТО.

На фото: в стенах Государственной Думы на обсуждении актуальных вопросов законодательства

При выстраивании отношений с регионами и в частности с регулирующими органами мы всегда подходим с позиции общих интересов. В первую очередь, это развитие территорий. Все понимают, что энергетика – это базовая отрасль, от развития которой зависит развитие остальных сфер экономики. И от качества регулирования зависит ситуация в отрасли.

С помощью тарифного регулирования можно давать как толчок к развитию, так и оказывать депрессивное воздействие на регулируемые организации. Конечно,  иногда возникают и разногласия, но это естественная составляющая процесса формирования тарифов. Отмечу, что там,  где наши филиалы регулируются методом RAB, разногласий нет. Регулятор понимает необходимость развития энергетической инфраструктуры и обеспечения нас необходимой для реализации этой цели выручкой.

Думаю, интересы совпадают и в решении проблемы «последней мили».  Сетевая копания не заинтересована в дополнительном бремени на бизнес  – не будет предприятий, не будет выручки.  Регионы заинтересованы в этом не меньше – предприятия дают рабочие места и налоги в бюджет. В какой стадии решения проблема сейчас?

Есть требование законодательства  о том, что последняя миля должна уйти с 2014 года. Это требование было принято как перенос срока с 2011 года, и сейчас речь идет о возможном продлении последней мили до 2018 года. Проблема обострилась в связи с другой директивой по ограничению роста тарифов. Все прекрасно понимают, что убрать последнюю милю за счет тарифных источников при одновременном сдерживании роста тарифа математически трудно решаемая задача. В то же время логично предполагаемые бюджетные источники ни регионы, ни федеральные власти на решение этой проблемы пока направить не готовы.  В результате весной этого года министр энергетики предложил в качестве временной меры очередной перенос срока. В нынешних условиях роста тарифа это логичное решение. Хотя есть и другие варианты, к примеру, различные тарифные конструкции, направленные на поступательное решение этой проблемы. В частности достаточно серьезно была проработана идея о формировании единого тарифного котла региональных сетей и ОАО «ФСК ЕЭС».

МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА. МРСК. ФОТО.

На фото: менеджмент МРСК Северо-Запада регулярно встречается с инвесторами и аналитиками. Валентин Чесноков - постоянный участник переговоров.

Существует точка зрения, что планируемое в настоящий момент изменение конструкции управления распределительными сетями и сетями ЕНЭС может положительно сказаться на решении проблемы последней мили, поскольку формируется единый центр ответственности за сети высокого напряжения.

Перезагрузку RABа связывают, в том числе, и с новым подходом к реализации инвестпрограммы, в чем его суть?

Раньше основной акцент ставился  на осуществление финансирования инвестиционных программ, т.е. обеспечение инвестиционных программ денежным потоком. Полагаю, в условиях финансового кризиса обеспеченность инвестиционных проектов денежными средствами считалось приоритетом.
Теперь государство переориентировало акцент на вводы объектов. И это  напрямую отразилось на методике тарифного регулирования.  Именно от вводов стало зависеть формирование и движение инвестированного капитала – ключевого параметра RAB-регулирования.

Выходит, что специалисты по тарифообразованию должны хорошо ориентироваться в вопросах инвестиционного блока? 

Да, и не только инвестиционного. Специфика работы такова, что в нем могут и должны работать  люди, которые способны понимать все аспекты работы электросетевой организации.  Наши сотрудники, как в исполнительном аппарате, так и филиалах обладают опытом работы в различных подразделениях, впитали в себя разносторонние знания и потому не зациклены на каком-то узком сегменте, что позволяет решать многопрофильные задачи.

МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА. МРСК. ФОТО.

На фото: в департаменте тарифообразования

Тарифы – это конечный результат работы компании и касаются всех сфер: производственной, экономической и финансовой. Все находит  отражение в тарифах, поэтому при их формировании мы взаимодействуем со всеми подразделениями. Мы ведем плотную работу с инвестиционным блоком, так как инвестиционная программа – существенная составляющая тарифных решений. У нас большая совместная работа с экономическим блоком, поскольку тарифы являются первопричиной всех наших финансовых выгод или проблем. Понимая, что происходит у наших коллег, мы можем предположить и проанализировать, что будет с тарифами, и наоборот.

Работа департамента тарифообразования идет в плотном взаимодействии с филиалами, на них сконцентрирован большой объем вдумчивой работы в условиях постоянно изменяющегося тарифного законодательства. Приходится продумывать варианты и  последствия их реализации. Мы должны предложить регуляторам такие тарифные модели, которые защитили бы интересы  Общества, решая при этом задачу сдерживания роста тарифа.

Выходит, вы занимаетесь еще и риск-менеджментом?

Да, мы должны владеть инструментарием управления рисками. Оно, конечно, имеет свою специфику и касается только области тарифообразования.

Тарифное законодательство не стоит на месте, изменяется методология, ставятся, казалось бы, взаимоисключающие задачи. Я понимаю, что в таких условиях работать безумно интересно, но и одновременно крайне сложно. Как уследить за всеми изменениями?

Вопросы обучения и повышения квалификации в нашей отрасли всегда решались достаточно хорошо, персонал энергетических компаний регулярно повышает квалификацию. 

МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА. МРСК. ФОТО.

На фото: генеральный директор МРСК Северо-Запада Александр Кухмай награждает главного специалиста департамента тарифообразования Кирилла Сокольского.

Если говорить об особенностях тарифного регулирования, надо отметить хорошую традицию ежегодных совещаний, которую заложила Федеральная служба по тарифам. Общероссийские совещания проводятся два раза в год: осенью в Сочи и весной в Москве. На них приглашаются все региональные регуляторы и регулируемые организации. Обсуждаются как стоящие перед нами задачи тарифного регулирования, так и методологические вопросы по их решению.  Фактически, несмотря на статус совещания, они являются хорошей учебной площадкой. На них ФСТ отрабатывает методологию, освещая планируемые нормативные изменения и получая отклики от региональных регуляторов и регулируемых организаций.  По ходу совещания идет обмен опытом, мнениями. Те практики, которые успешно внедряются в отдельных регионах,  перенимаются коллегами.
ФСТ заложила еще одну хорошую традицию: проведение совещаний по тарифным методикам, прежде всего RAB, в различных регионах страны. Одно из них было организовано в зоне ответственности МРСК Северо-Запада в Великом Новгороде. На этих совещаниях обсуждались чисто методологические вопросы, участники предлагали нормативные механизмы, которые нашли отражение в нормативных актах и соответствующих методических указаниях ФСТ.

Сейчас мы и сами пытаемся нести функцию обучения, сотрудники департамента тарифообразования МРСК Северо-Запада участвовали в серии семинаров, на которых они рассказывали методологию тарифного регулирования нашим работникам и приглашенным специалистам. Как формируются тарифы, знают уже и на уровне начальников районов электрических сетей, в школе начальников РЭС наши специалисты  ведут лекции по тарифообразованию. И это очень важное начинание. Долгое время вопросы технического характера в отрасли доминировали над экономическими. И сейчас задача повышения экономической эффективности работы предприятий в числе наиболее актуальных. Стимулы к ее выполнению заложены как в тарифной политике, понимать которую в общих чертах должен каждый работник предприятия.

Беседовал Максим Голиков.