06.06.2012
Родионов Валерий, электромонтер по испытаниям и измерениям 6 разряда филиала МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» - самый опытный участник нынешних сорев-нований профессионального мастерства бригад служб изоляции и защиты от перенапряжений электрообрудования в распределительных сетях. В энергетику Валерий Иванович пришел 28 лет назад, и ни разу не изменил единожды выбранной профессии испытателя. Сразу по возвращении с соревнований профмастерства электромонтер будет отмечать свой 49-й день рождения.
- Валерий Иванович, как вы попали в энергетику?
- Я служил в Германии, в ракетных войсках. Вот 2 года отслужил, пришел домой – надо искать работу. И как-то оно само собой сложилось, не скажу, что специально, целенаправленно в энергетику шел. Вовсе нет. Но какой-то внутренний зов все-таки был. Так я попал в Северные электрические сети «Карелэнерго», сейчас это ПО «Северные сети». Ну и вот уже 28 лет здесь тружусь. Работа мне очень нравится, я ветеран энергетики, и все эти годы проработал испытателем. То есть моя задача - это высоковольтные испытания-измерения.
- Вы сразу решили стать испытателем? Или карьера энергетика началась для вас с чего-то иного?
- Нет, не сразу. Я вначале, первые 7-8 месяцев, возил испытателя. И когда увидел эту работу со стороны, она мне понравилась. Интересно стало - много приборов, куча всяких стрелочек, проводков. То есть для выполнения задач нужно и голову, и эрудицию иметь … Интересно мне стало, как это все работает. Это сейчас, спустя столько лет, мне все ясно и понятно, а тогда я во все глаза смотрел, как специалисты работают с высоковольтными объектами, снимают с этих махин показатели, определяют, где хорошие, где плохие… Мне стало интересно, и я перешел в испытатели. Как раз место было. Вот так водитель превратился в электромонтера-испытателя.
- Не пожалели затем о своем выборе?
- Ни разу в жизни. Я практик, вот как пошло - так и работаю. Много до чего дошел сам, к тому же учителя хорошие были, и, конечно, литературу читал по специальности. Без этого никак. Старшее поколение – мастера, инженеры – все они передавали свой опыт нам, тогда еще молодым ребятам. Старались вбить в наши головы все нюансы, все мелочи. А потом я уже сам стал учить. Через мои руки прошло уже много хороших специалистов, и я продолжаю отдавать молодежи все, что знаю сам.
- Сможете сейчас назвать самое значимое достижение в вашей карьере испытателя за эти годы?
- Тут даже думать нечего. Это мой 6 разряд. У нас на Севере больше ни у кого такого нет, это одна из моих привилегий от начальства. Этот разряд я получил за долгие годы работы. В Карелэнерго ценят мой опыт и то, что я работаю с молодежью. Так что я считаю, что звание электромонтера по испытаниям и измерениям 6 разряда ношу заслуженно.
- А какие сложности бывают в работе испытателя? Что самое трудное в этой профессии?
- Да я бы не сказал, что есть трудности. Бывает, и очень часто, совсем другое – подводит так называемый «человеческий фактор». Проводов много, приборов еще больше. Установил, подключил, посмотрел – а ничего не меряется. Что ты будешь делать? (чертыхается). До обеда проковыряешься, покушаешь плотненько, придешь – и за пять минут все сделаешь. После перерыва все лучше видно, то проводок где-то отошел - заметишь, то еще что… Вот такие вещи бывают.
Команда испытателей у нас в Карелэнерго хорошая, все ребята - грамотные специалисты, друг другу помогают. Это в моей профессии очень важно. Потому что специальность очень ответственная, тут главное и хорошее не забраковать – все-таки новое денег больших стоит, - и плохое не пропустить.
На фото: команда Карелэнерго выполняет этап «профилактические испытания трансфор-матора собственных нужд»
- А если сравнить, с какими приборами вы начинали работать, и какие есть сегодня – разница огромна?
-Уууу, тут даже и сравнивать нечего. Тот же контур заземления тогда шел в таком огромном деревянном ящике. Там была одна клавиша и ручка, чтоб ее крутить. А сейчас – нажал кнопку, и через секунду получил результат. Очень долго можно перечислять и сравнивать. Даже по размерам – раньше приборы были огромными, а теперь все меньше и меньше. Вот только если прибор в старом деревянном ящике можно было просто кинуть в кунг и везти, новые приходится укутывать, делать для них ящички. Они хрупкие очень, даже губкой обкладывать приходится. Но с другой стороны, новая аппаратура очень хорошая. Сегодня тремя приборами можно испытать всю подстанцию, а раньше потребовалась бы уйма. Да взять ту же релейную защиту у ПЗ – раньше мы в трех чемоданах ее впятером еле таскали, а нынешнюю в одиночку можно переносить спокойно. Можно сказать, что стало интереснее работать – приборы стали сложными, высокоточными. Но быстро перестра-иваешься – и начинаешь воспринимать их как есть. Кстати, вот на соревнованиях хожу-смотрю – у кого какие приборы, какие команды чем пользуются.
- То есть соревнования – это не только азарт состязаний, но и обмен опытом?
- Я на соревнования испытателей первый раз в жизни попал – и считаю это большой удачей. Как в историю вписали. Хорошо, что появились такие состязания. Это эмоции, азарт первенства, но главное – тот самый обмен опытом. Мы же смотрим – кто, как и на чем работает. На соревнования приехали представители от всех филиалов МРСК Северо-Запада, и у каждого есть свои приборы. У кого-то поновее, у кого-то еще старого образца. Очень много разной аппаратуры. И очень полезно ее сравнить. Мы даже советуемся с другими командами – может нам тоже такой прибор купить, или еще лучше есть? Ну и либо дают нам рекомендацию, либо говорят: не покупайте вот это, такой-то и такой приборы лучше. Это нужное и полезное дело. Все-таки 7 филиалов, у всех есть что рассказать. Только из-за погодных условий сжали нас, не успеваем всех посмотреть. Хотя бы паузу в полчасика, посмотреть поподробнее, кто и как выполняет этапы. Но с другой стороны все понимаем – погода диктует свои условия. Вот мы, например, этап «проверка цепи фаза-ноль» под дождем делали – как в жизни прямо. Очень бы хотелось посмотреть, как в таких условиях другие работают. А пока – узнаем о командах-соперниках только со слов руководителей.
- Валерий Иванович, в вашей семье есть еще кто-либо, кто связал свою жизнь с энергетикой?
- Нет, я в энергетику пошел я один. Дети тоже от нее далеко. Хотя… Сын у меня вот только-только из армии вернулся. Я его еще даже не видел – уехал на соревнования, и он вернулся. Сейчас вот приеду, обнимемся, поговорим. Раньше он вроде бы не против был пойти в энергетику, но точно еще не определился. Если скажет да – будет очень хорошо. Заставлять его я не буду – эту профессию нужно выбирать самому. Иначе будет думать, что ему ее навязали. Но я уверен, что он согласится.