Контакты

Наш адрес: 180000, Псковская область, Псков, Советская, 47а
Приемная: (8112) 66-28-12
Центр обслуживания клиентов: (8112) 59-79-33, 59-79-34
Пресс-cлужба: (8112) 59-73-62
Телефон доверия: (8112) 59-73-45
Все контакты

МСФО: глаза страшатся, а руки делают.

20.11.2013

МСФО: глаза страшатся, а руки делают.
Не успели организации сдать свои первые отчеты по МСФО весной этого года, как государство уже планирует расширить применение стандартов в России на инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды и госкорпорации. О своем опыте перехода на МСФО нам рассказала Татьяна Викторовна Максимова, главный бухгалтер, начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности компании «МРСК Северо-Запада».

-Ваша компания уже несколько лет как перешла на МСФО. Сложный был этот переход?

Подготовку финансовой отчетности по МСФО мы начали с 1 января 2007 года. Тогда материнская компания РАО «ЕЭС России» готовила отчетность силами консультантов. Требования к достоверности оценок возрастали, и все компании группы провели оценку стоимости активов, что стало отправной точкой для ведения параллельного учета основных средств по правилам МСФО. Но мы пошли дальше и поставили задачу за 3—4 года перейти к полностью самостоятельной подготовке отчетности.

— Почему было принято такое решение? Была ли на тот момент необходимость в отчетности по МСФО?

В тот момент практической ценности в международной отчетности у компании не было. Только ожидания новых инвесторов и общая политика РАО «ЕЭС России». Однако менеджеры нашей компании, руководствуясь скорее профессиональным чутьем, чем насущными потребностями, поняли, что именно в идеологии международных стандартов заложены перспективы развития не только учета, но и практики финансового менеджмента. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в успехе.

Из-за сдержанного финансирования планы несколько растянулись. Период перехода занял пять лет. Сейчас мы уже второй год пожинаем плоды. Работает полностью автоматизированная учетная система, где все отчетные формы и типовые раскрытия формируются в электронные отчетные регистры. Механизмы обработки прозрачны и гибки. Данные для отчетности обрабатываются в текущем режиме. Каждый месяц закрывается период по аналогии с бухучетом. Ежеквартально на стол генерального директора ложится финансовая отчетность за период. Это происходит гораздо раньше, чем предусмотрел законодатель и ожидают наши пользователи. И за всем этим стоит профессиональная команда, где результат зависит не от выдающихся способностей отдельных людей, а от слаженной работы всех.

— Татьяна Викторовна, расскажите подробней, как происходил переход на МСФО?

Проект перехода состоял из трех этапов и отдельных подпроектов. Первый — формирование первой отчетности и методологии. Затем провели автоматизацию параллельного учета основных средств и достигли уверенной работоспособной команды. Увенчала работу комплексная автоматизация и профессиональная самостоятельность. Каждый из этапов имеет свои особенности и вызовы, которые пришлось преодолеть.

На первом этапе нужно было ответить на вопрос, кто будет делать отчетность, и одновременно заложить правильные методологические основы. То есть подкованных специалистов еще не было, но было понимание, что ошибка в фундаменте — дорогое удовольствие. На этом этапе нам невероятно повезло с командой консультантов. Не всегда даже громкое имя компании гарантирует результат. Очень многое зависит от руководителя проекта. Мы нашли друг друга. Условия были сложнейшие. На отчетный период выпала реорганизация нашей компании, и вместо 60 человек управляющей компании, занятых в операционном бизнесе, стало почти 15 тысяч. С момента присоединения семи региональных энергокомпаний мы сразу построили единую информационную систему бухгалтерского и налогового учета. И параллельно переходили на МСФО. Консультанты подготовили первую отчетность, которая по существу была комбинированной, разработали учетную политику и модель трансформации данных.

— С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на первом этапе?

Прежде всего, очень трудно было с людьми. В обычной бухгалтерии при реорганизации коллектив сменился полностью. Люди не выдерживали ни ритма, ни полной смены логики работы. Специалисты МСФО на рынке были крайне востребованны. Руководство совершенно справедливо больше, чем половины от желаемой кандидатами зарплаты в штатном расписании, мне не давало. Если инженер компании будет зарабатывать меньше, чем счетовод, у такой компании нет будущего. Пришлось находить и мотивировать тех людей, которые не гнались за быстрыми заработками, ценили стабильность нашего бизнеса и уникальный опыт участия в наших проектах. Получилось. Немного кризис 2008-го помог. Становилось значительно легче по мере автоматизации. Система и дисциплинирует, и интеллектуальный ресурс накапливает. Теперь мы не отдельные «звезды», которые хранят свою уникальность, а созвездие. Команда сложилась.

— Каким был второй этап, какие уроки первого этапа оказались полезны?

На втором этапе заложили основы самого успешного — третьего. На старте мы все же шли не первыми, пользовались наработками, уже опробованными кем-то другим просто в нашей специфике. Параллельный учет основных средств уже складывался более творчески. Мы создали некоторую конкуренцию для консультантов и разработчиков программного обеспечения. Сначала вся система полностью была завязана на обслуживании одной компанией, которая по сей день нас поддерживает, обладает сильнейшим технологическим потенциалом. Но зависимость играла свою роль, и приходилось испытывать некоторые затруднения, иногда легкий шантаж и расслабленность наших партнеров. С появлением сильных соперников, которым поставили задачу создания параллельной базы данных учета, и еще по новой методологии МСФО, все изменилось.

Сегодня мы почти вернулись к модели, когда все базы в одних руках. Это, конечно, удобнее и дешевле. Но конструктивные отношения пришлось выстраивать через угрозу «развода». На втором этапе кроме параллельного учета основных средств наши специалисты уже освоили самостоятельную подготовку отчетных данных по модели трансформации. «Парадная» версия отчетности оставалась, как прежде, за консультантами. Они проверяли и поправляли нас в счетной работе — шла работа над ошибками.

— Татьяна Викторовна, не могли бы Вы пояснить, в чем же заключался третий этап?

Самое интересное с точки зрения сложности задачи и полученного опыта завершилось в мае 2012 года, когда была подписана и опубликована первая отчетность, подготовленная автоматизированным способом и своими силами. При этом мы опубликовались одними из первых в отрасли. Проект автоматизации проведен с участием пяти сторон: нашей компании как заказчика, методолога группы материнской компании (сейчас ОАО «Россети»), методолога-консультанта, разработчика программного обеспечения и аудитора. Удалось создать мощную команду. До сих пор в трудные минуты вспоминаю наши рабочие группы как пример силы коллективного человеческого разума, творческого куража мастеров своего дела.

Только сейчас стало понятно, что решение разделить методологическую и техническую части глобальной задачи и поручить решение разным специалистам позволило не только реализовать все задуманное за вполне приемлемые финансовые ресурсы, но и значительно упростить, сделать более гибкой саму систему. Как со строительством дома: если дизайнер с конструктором договорятся, он получится и красивым, и надежным.

Очень помог аудитор. Аудит ведь проводят совсем другими способами, чем отчетность готовят. В проведении проверок данных аналитическими способами равных аудитору нет. По его предложению была учтена система контроля. Кстати, это позволило упростить и работу самого аудитора, поэтому он был заинтересован «кровно» и тоже получил свою порцию удовольствия от достигнутого.

— Итак, первая отчетность сдана. Было ли проще сдавать вторую или тоже возникали трудности?

Конечно, наше большое хозяйство невозможно хотя бы в течение одного квартала учитывать аналогично предыдущему. Систему необходимо постоянно быстро поднастраивать. Например, с 1 марта этого года у нас открылось целое новое направление деятельности — сбыт электроэнергии на территории одного из субъектов. Приняли на работу более 200 человек, появилось около миллиона новых контрагентов. Решение было принято 21 февраля, 9 марта мы уже платежи от населения принимали, а 25 апреля — срок подготовки квартальной отчетности никто не отменял. Пришлось отложить подготовку отчетности по МСФО до полугодия. Люди ведь тоже не железные. Бухгалтерские же данные были готовы, как будто мы так работали всегда.

— Система подготовки отчетности по МСФО уже устоялась или все-таки требуется регулярная модернизация?

Мы не останавливаемся ни на минуту. Время сейчас динамичное, в состав акционеров, органов управления и контроля компании приходят новые люди. Объем и требования к информации растут, а рук не прибавляется. Кроме того, когда менеджмент получает новые данные, появляются новые потребности. Как путешественника горизонт манит новыми открытиями, так и совершенствование учетной системы только усложняет задачи и рождает новые идеи — как сделать информацию еще более полезной и качественной. В последнее время всерьез приходится думать еще и о том, как, не потеряв уровень и темп, делать свою работу, меньше затрачиваясь на нее. Конкуренция в отрасли растет и заставляет задумываться о повышении производительности труда не только на производстве, но и в управлении. При всем желании менеджмента иметь широкий спектр данных и глубокую аналитику все более значимым становится доставлять информацию быстро, желательно «в режиме реального времени».

— Сейчас компании активно переходят на электронный документооборот. Как это происходит у вас?

Планов много, и резервы открываются по мере продвижения. Скучно работать, реагируя на толчки в спину, гораздо интереснее предвидеть потребности. Большие резервы лежат в сфере оптимизации документооборота. Крупные компании, не секрет, слишком бюрократичны. Количество создаваемых документов и их копий многократно превышает реальные потребности. Мы же с бумажными версиями де-факто почти не работаем. Они нужны только в момент их создания. Даже суды редко запрашивают оригиналы. При этом бумажные документы требуют «обслуживания» в течение многих лет. Однако перейти на электронный документооборот мешает недоверие к электронным носителям. Излишний консерватизм тоже свойственен гигантам. Даже под электронным документооборотом часто понимается только сканирование бумажных версий и пересылка их по почте. Сегодняшние технологии, подкрепленные законодательством, позволяют забыть и о сканировании. Второй год переносим сроки проекта по оптимизации документооборота. Думаю, к началу следующего года удастся создать потоки информации, отвечающие самым высоким требованиям к скорости и производительности.

— Такие нововведения должны были сильно повлиять на профессиональные обязанности бухгалтера. Татьяна Викторовна, каким требованиям, по Вашему мнению, должен соответствовать бухгалтер?

Современный бухгалтер со стажем работы в профессии лет 20 за эти годы должен был в дополнение к базовому высшему образованию постоянно учиться и пересматривать стремительно устаревающие догмы. Не которое время бухгалтер был, как мне кажется, приложением к бумажке. Достаточно вспомнить формальные требования к счетам-фактурам. Адрес не по ГОСТу — нет вычета. Бухгалтера ненавидели, он работал до ночи, но это были только его проблемы. Сейчас бухгалтеру требуется способность интегрировать специалистов разных направлений, анализировать информацию и даже (о ужас!) прогнозировать тенденции. Новейшие ожидания пользователей, заложенные, например, в понятие интегрированной отчетности, невозможно оправдывать без таких навыков. И, как ни парадоксально, чем быстрее нужны данные, тем меньше работы во внеурочное время. Если ты on-line, то к отчетной дате все будет готово так же, как и в любой другой день.

Однако в погоне за будущим есть угроза потерять очень ценный опыт. Показательна история с внедрением системы менеджмента качества (далее — СМК). Саму стандартизацию разрабатывали с участием русских специалистов на опыте Госстандарта СССР, а теперь продают нам как иностранную технологию с красивыми лейблами. Опытные люди являются носителями этих стандартов и удивляются, почему, получая сертификацию СМК и заплатив при этом немалые деньги, в компаниях ничего заметного не происходит. Просто российские компании с историей таким требованиям отвечают изначально. Так что расти ввысь нужно, помня о корнях. Старый добрый бухучет нельзя убить в погоне за тенденциями, прогнозами и за МСФО. А это уже происходит. Принципы существенности и рациональности (уместности), конечно, помогают составить отчетность быстрее и с меньшими затратами, и где-то, наверное, более интересную для пользователей, без мелочей, но подрывают основы учета как контрольного механизма. Если мастер узнает, что половина его склада может не числиться в бухгалтерии, потому что аудитору не удалось доказать наличие планов использования так называемых ценностей, нетрудно предположить его действия. Система внутреннего контроля, как ее понимают в Европе или США, пока нами не принята, а традиционный бухучет уже рушится. Неправильно это.

— И в заключение, Татьяна Викторовна, что бы Вы посоветовали компаниям, только начинающим переходить на МСФО?

Профессиональное суждение как основа составления финансовой отчетности — это не голословные утверждения, но тонкий инструмент выработки взвешенных оценок, которые находят отражение в отчетности. Когда учет основан на мертвых фактах, нет оснований для разных оценок. Отчетность по МСФО требует оценки будущего через видимые сегодня факты. Нужно учиться отстаивать свою точку зрения на основе информации от профессионалов, отличать квалифицированный источник информации от безответственного. В неопределенной среде, когда не можешь сослаться на бумажку, поначалу сложно и некомфортно. Однако проходит время, и становится понятно, какой мощный толчок для самореализации, а также развития ответственности, профессионализма и сопричастности к общему делу дает работа по принципам МСФО. МСФО для свободных людей


Беседу провела Екатерина Валуева, эксперт по финансовому законодательству
Журнал «Актуальная бухгалтерия», ноябрь 2013