6.1 Определение функций и задач подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и предупреждение коррупции
6.1.1 Совет директоров Общества и советы директоров ДО Общества, исполнительные органы Общества, в соответствии с Уставом Общества, и единоличные исполнительные органы ДО Общества, согласно соответствующим уставам ДО Общества, заместитель генерального директора Общества по безопасности, подразделение Общества и структурные подразделения / должностные лица ДО Общества, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль, обеспечивают соблюдение работниками Общества и ДО Общества основополагающих принципов, задач и требований настоящей Антикоррупционной политики в Обществе и ДО Общества и осуществляют контроль эффективности мероприятий Антикоррупционной политики.
6.1.2 Совет директоров Общества: - определяет ключевые стратегические направления Антикоррупционной политики, утверждает Антикоррупционную политику Общества и ДО Общества;
- контролирует результаты внедрения и применения Антикоррупционной политики;
- осуществляет общий контроль за внедрением, дисциплиной исполнения и операционной эффективностью мероприятий Антикоррупционной политики.
6.1.3 Исполнительные органы Общества и единоличные исполнительные органы ДО Общества:
- отвечают за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики, включая назначение должностных лиц Общества и ДО Общества, ответственных за реализацию антикоррупционной политики в группе компаний «Россети», профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль;
- наделяют подразделение Общества и структурные подразделения / должностные лица ДО Общества, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в Обществе и ДО Общества, в том числе в отношении лиц, занимающих руководящие должности в Обществе и ДО Общества, обеспечивают необходимыми кадровыми и техническими ресурсами;
- утверждают реестр коррупционных рисков, перечень кураторов и владельцев коррупционных рисков, рассматривают отчет об управлении рисками в соответствии с Политикой управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Россети Северо-Запад»;
- обеспечивают ежегодное рассмотрение Советом директоров Общества и советами директоров ДО Общества отчетов о соблюдении настоящей Антикоррупционной политики (отчет о результатах Антикоррупционного мониторинга).
6.1.4 Структурные подразделения Общества, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, в соответствии со Стратегией электросетевого комплекса Российской Федерации являются центром координации и контроля деятельности ДО Общества в области предупреждения и противодействия коррупции.
6.1.5 Структурные подразделения Общества, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль, участвуют в ежегодных семинарах-совещаниях по вопросам совершенствования антикоррупционной деятельности в группе компаний «Россети», проводимых ПАО «Россети» с руководителями структурных подразделений ДО ПАО «Россети», ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль.
6.1.6 Структурные подразделения Общества и структурные подразделения / должностные лица ДО Общества, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, противодействие коррупции, комплаенс контроль:
- формируют и внедряют в Обществе и ДО Общества единую методологию в области реализации антикоррупционной политики, направленную на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, а также минимизацию коррупционных и репутационных рисков;
- проводят мероприятия, направленные на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики;
- разрабатывают, пересматривают план антикоррупционных мероприятий;
- осуществляют комплаенс контроль деятельности Общества и ДО Общества в области противодействия коррупции;
- проводят контрольные мероприятия, направленные на выявление коррупционных и иных правонарушений;
- осуществляют антикоррупционный контроль закупочной деятельности Общества и ДО Общества;
- организуют прием и рассмотрение поступивших по горячей линии обращений заявителей (работников, контрагентов Общества и ДО Общества, иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции и мошенничества;
- организуют проведение в Обществе и ДО Общества мероприятий по управлению конфликтом интересов, внутренними этическими требованиями, в том числе:
1) организуют заполнение и рассмотрение деклараций о конфликте интересов;
2) организуют проверку сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера лиц, определенных локальными нормативными актами Общества и локальными нормативными актами ДО Общества по предоставлению таких сведений, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на предмет достоверности, выявления признаков аффилированности, конфликта интересов, предконфликтной ситуации и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в Обществе и ДО Общества должностями;
3) организуют проведение проверок принимаемых в Общество и ДО Общества работников на предмет достоверности представленных при приеме на работу документов и наличия в отношении них сведений компрометирующего характера;
4) организуют обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции, а также индивидуальное консультирование работников;
5) организуют повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным правонарушениям;
6) оказывают содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов Российской Федерации при проведении ими инспекционных проверок деятельности Общества и/или ДО Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
7) оказывают содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов Российской Федерации при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
8) проводят подготовку отчетов об исполнении Антикоррупционной политики и планов антикоррупционных мероприятий (Антикоррупционный мониторинг);
9) разрабатывают и внедряют антикоррупционные стандарты;
10) оказывают методическую помощь в реализации мероприятий по противодействию и профилактике коррупции и правовому просвещению работников;
11) осуществляют обмен опытом между структурными подразделениями Общества и структурными подразделениями/должностными лицами ДО Общества с целью увеличения эффективности мероприятий по противодействию и профилактике коррупции и правовому просвещению работников;
12) координируют деятельность структурных подразделений в области реализации Антикоррупционной политики;
13) принимают участие в проведении саммитов, научно-практических семинаров, конференций российского и международного уровня в сфере противодействия и профилактики коррупции;
14) осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями и учреждениями в сфере противодействия и профилактики коррупции;
15) организуют и осуществляют мониторинг российского, применимого иностранного и международного антикоррупционного законодательства и отслеживают вносимые в них изменения, а также релевантной судебной практики;
16) проводят плановые и внеплановые проверки соблюдения принципов настоящей Антикоррупционной политики, составляют отчеты по результатам проведенных проверок;
17) осуществляют разработку документов в сфере противодействия и профилактики коррупции и инициируют актуализацию документов в связи с изменением законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции.
6.1.7 Центральная комиссия по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов – коллегиальный орган ПАО «Россети», который:
- осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с урегулированием пред/конфликта интересов в ПАО «Россети», соблюдением положений Антикоррупционной политики, Кодекса корпоративной этики и должностного поведения работников ПАО «Россети»;
- рассматривает вопросы, связанные с соблюдением норм корпоративной этики и урегулированием конфликта интересов работников Общества.
6.1.8 Комиссия по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов Общества – коллегиальный орган, который осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с урегулированием пред/конфликтных интересов в Обществе и ДО Общества, соблюдением положений настоящей Антикоррупционной политики, кодексов корпоративной этики и должностного поведения работников ДО Общества.
6.2 Организация процесса управления коррупционными рисками и внутреннего контроля в Обществе
6.2.1 Процесс управления коррупционными рисками организован в соответствии с локальными нормативными актами Общества в области управления рисками и внутреннего контроля.
6.2.2 В Обществе определены перечни должностей с высоким коррупционным риском, кураторы и владельцы коррупционных рисков Общества, перечень (реестр) коррупционных рисков, паспорта и карты рисков, матрицы рисков и контрольных процедур по процессам Общества.
6.3 Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
С целью управления риском конфликта интересов, влияния личной заинтересованности работников Общества и ДО Общества на выполняемые ими должностные обязанности, принимаемые деловые решения, Общество и ДО Общества осуществляют меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
6.3.1 Разрабатывают и принимают локальные нормативные акты, устанавливающие порядок выявления и урегулирования ситуаций пред/конфликта интересов, который может возникнуть у работников Общества и ДО Общества в процессе выполнения ими функций и должностных обязанностей.
6.3.2 Доводят до сведения всех работников Общества и ДО Общества информацию о принятых в Обществе и ДО Общества локальных нормативных актах в сфере урегулирования конфликта интересов.
6.3.3 Руководствуются следующими принципами при выявлении и урегулировании конфликта интересов:
- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка факторов коррупционных и репутационных рисков при выявлении каждого факта конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов Общества и ДО Общества, а также их работников при урегулировании конфликта интересов;
- защита прав работника Общества и ДО Общества в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником Общества или ДО Общества и урегулирован (предотвращен) Обществом или ДО Общества.
6.3.4 Устанавливают обязанности для работников Общества и ДО Общества:
- руководствоваться интересами Общества и ДО Общества при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих должностных обязанностей;
- избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, в том числе сообщать о возникновении конфликта интересов, заполнять декларации о конфликте интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
6.3.5 Устанавливают различные виды раскрытия конфликта интересов: при приеме на работу, при назначении на новую должность, по мере возникновения ситуаций конфликта интересов, в ходе проведения ежегодных декларирований конфликта интересов.
6.3.6 Обеспечивают обязательное заполнение деклараций о конфликте интересов.
6.3.7 Определяют лиц, ответственных за прием сведений о конфликте интересов.
6.3.8 Устанавливают запрет на заключение договоров/соглашений с лицами, в отношении которых выявлены наличие конфликта интересов, аффилированность и иные злоупотребления правом или полномочиями.
6.3.9 Устанавливают способы разрешения конфликта интересов.
6.3.10 Определяют типовые ситуации пред/конфликта интересов.
6.3.11 Обеспечивают функционирование Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.
6.4 Разработка и внедрение в деятельность Общества и ДО Общества стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы
Общество и ДО Общества заинтересованы в добросовестной работе и этичном поведении работников Общества и ДО Общества, и с этой целью:
6.4.1 Разрабатывают и внедряют кодексы этики и должностного поведения работников Общества и ДО Общества, в которых определяют:
- общие ценности и принципы работы Общества и ДО Общества;
- конкретные правила и стандарты поведения работников Общества и ДО Общества, направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников Общества и ДО Общества.
6.4.2 Осуществляют проверку сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей, подлежащих декларированию, и работников, замещающих указанные должности в Обществе и ДО Общества, и их близких родственников, в соответствии с внутренними организационно- распорядительными документами Общества и ДО Общества, с целью выявления конфликта интересов, фактов аффилированности и иных злоупотреблений.
6.4.3 Проводят проверку сведений граждан, принимаемых на работу, или с которыми заключаются гражданско-правовые договоры, с целью минимизации рисков привлечения к ответственности по статье 19.29. КоАП.
6.4.4 Руководствуются принципами честности и объективности при формировании кадрового (в том числе руководящего) состава:
- работники Общества и ДО Общества назначаются или переводятся на вышестоящие должности только исходя из деловых качеств, компетенции, опыта;
- устанавливается запрет на трудоустройство лиц близкого родства или свойства, если осуществление их должностных обязанностей связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- нахождение работников, состоящих в родстве или свойстве, в отношениях прямого подчинения или подконтрольности, допускается в исключительных случаях по решению Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов Общества;
- в Обществе и ДО Общества приветствуются трудовые династии. Ситуации, связанные с нахождением работников производственного персонала в прямом/непосредственном подчинении у близких родственников, трудовая деятельность которых может быть отнесена к трудовым династиям, признаются разрешенными по решению Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов Общества при соблюдении условий включения в трудовую династию;
- устанавливается обязанность определенных работников Общества и ДО Общества предоставлять сведения, указанные в пункте 6.4.2 Антикоррупционной политики.
6.4.5 Устанавливают в локальных нормативных актах Общества и ДО Общества правила обмена деловыми подарками с партнерами и контрагентами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и не создают риска деловой репутации для Общества и ДО Общества, работников Общества и ДО Общества.
6.4.6 Устанавливают обязанность уведомления работниками Общества и ДО Общества о всех случаях получения ими делового подарка.
6.4.7 Устанавливают запрет на дарение/получение работниками Общества и ДО Общества деловых подарков в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Общества и ДО Общества.
6.4.8 Определяют и утверждают состав коллегиальных рабочих органов Общества и ДО Общества в целях антикоррупционного контроля закупочной деятельности.
6.4.9 Осуществляют контрольные процедуры по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
6.4.10 Обеспечивают проведение антикоррупционной экспертизы локальных нормативных актов Общества и ДО Общества.
6.4.11 Осуществляют контроль показателей бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов, включая учет и списание дебиторской задолженности, обоснованность расходов, периоды корректировки показателей, наличие и достоверность первичных документов и др.
6.4.12 В случае осуществления благотворительной или спонсорской деятельности действуют на основе принципа прозрачности, не преследуют цели получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности Общества и ДО Общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Общества и ДО Общества.
6.5 Формирование основ законопослушного поведения работников и правовое просвещение
6.5.1 Общество и ДО Общества осуществляют информационно-просветительские мероприятия для работников Общества и ДО с целью профилактики коррупции:
- обеспечивают доступ к настоящей Антикоррупционной политике и иным локальным нормативным актам Общества и ДО Общества, связанным с вопросами противодействия коррупции;
- создают и совершенствуют раздел «Антикоррупционная политика» на официальном сайте Общества;
- размещают информацию об осуществляемых мероприятиях настоящей Антикоррупционной политики в корпоративных СМИ, в средствах массовой информации;
- обеспечивают, во взаимодействии со средствами массовой информации, распространение позитивного опыта противодействия работниками Общества и ДО Общества попыткам коррупционного давления;
- организуют антикоррупционные мероприятия и социальные акции;
- обеспечивают повышение квалификации работников Общества и ДО Общества, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений и противодействие коррупции, комплаенс контроль по образовательной программе двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный - для прошедших обучение ранее);
- стимулируют работников Общества и ДО Общества за предоставление подтверждённой информации о коррупционных и иных правонарушениях в Обществе и ДО Общества;
- гарантируют, что ни один работник Общества и ДО Общества не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для Общества и ДО Общества;
- обязывают работников Общества и ДО Общества подписывать соглашение о соблюдении принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
- декларируют необходимость разработки механизмов корпоративного воздействия за проступки, которые могут привести к коррупционным и иным правонарушениям.
6.5.2 Учитывают соблюдение работниками Общества и ДО Общества принципов и требований Антикоррупционной политики при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности в Обществе и ДО Общества.
6.6 Консультирование и обучение работников организации
6.6.1 Общество и ДО Общества организуют обучение работников по вопросам предупреждения и профилактики коррупции:
- проводят образовательные и просветительские мероприятия (инструктажи, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование работников Общества и ДО Общества), направленные на информирование работников Общества и ДО Общества о требованиях законодательства Российской Федерации, применимого иностранного законодательства в области противодействия коррупции, формирование антикоррупционного сознания работников Общества и ДО Общества, а также разъясняют:
- понятие коррупции в государственном и частном секторе;
- процедуры настоящей Антикоррупционной политики;
- обстоятельства, ситуации (факторы, условия, при которых возникает вероятность проявления коррупционного риска), при которых может быть предложена, получена взятка; - ключевые признаки коррупции;
- к каким должностным лицам Общества и/или ДО Общества нужно обратиться и какими способами сообщить о любых подозрениях на коррупцию;
- меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- требования законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Общества и ДО Общества в сфере предупреждения и противодействия коррупции и порядок их применения;
- порядок выявления и разрешения конфликта интересов;
- приемлемое поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности, в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, публичных компаний и иных организаций;
- порядок взаимодействия с правоохранительными органами;
- проводят индивидуальное консультирование работников Общества и ДО Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции с соблюдением принципов конфиденциальности;
- обеспечивают во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в структурных подразделениях Общества и ДО Общества регулярных публичных лекций по антикоррупционным темам;
- проводят с привлечением научных и образовательных организаций повышение квалификации работников структурных подразделений Общества и структурных подразделений/должностных лиц ДО Общества, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции, комплаенс контроль по программам дополнительного профессионального образования.
6.7 Рассмотрение и проверка сведений о возможных фактах коррупции
6.7.1 Общество и ДО Общества осуществляют прием обращений работников Общества и ДО Общества, партнеров, контрагентов и иных (физических и юридических) лиц о рисках и фактах коррупции через интерактивный канал взаимодействия с заявителями, телефон «Горячей линии», а также посредством писем, электронной почты.
6.7.2 Общество и ДО Общества проводят мероприятия по защите работников Общества и ДО Общества, предоставивших информацию посредством каналов обращений в Общество и ДО Общества, указанных в пункте 6.7.1, от любых форм давления (принуждения к увольнению, понижения в должности и иных нарушений прав и дискриминации).
6.7.3 Общество и ДО Общества стремятся к созданию комплекса эффективных мер по проверке информации о возможных фактах коррупции, а в случае их подтверждения - к устранению (минимизации) их последствий и причин, им способствующих.
6.8 Меры по предупреждению и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами Общества и ДО Общества
6.8.1 Общество и ДО Общества ориентированы на установление и сохранение деловых отношений с партнерами и контрагентами, которые:
- поддерживают Антикоррупционную политику;
- ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере;
- заботятся о собственной репутации;
- демонстрируют высокие этические стандарты ведения бизнеса;
- осуществляют собственные меры по противодействию коррупции;
- участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.
6.8.2 Общество и ДО Общества через антикоррупционную оговорку и антикоррупционные обязательства информируют партнеров и контрагентов Общества и ДО Общества о приемлемых стандартах и правилах поведения.
6.8.3 Общество и ДО Общества информируют партнеров и контрагентов Общества и ДО Общества:
- о присоединении Общества к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
- об обязательном соблюдении требований Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности Единого Стандарта закупок ПАО «Россети» (Положения о закупке).
Антикоррупционный стандарт закупочной деятельности в составе Положения о закупке размещен на официальном корпоративном сайте Общества.
6.8.4 Антикоррупционный стандарт закупочной деятельности устанавливает процедуру проверки закупочной документации и участников закупки, контрагентов в целях оценки их благонадежности и добросовестности, исключения аффилированности и риска конфликта интересов и иных злоупотреблений правом или полномочиями, связанными с занимаемыми в Обществе и ДО Общества должностями.
В рамках проверки участников закупки, победителей закупки, контрагентов Общества и ДО Общества, а также иных третьих лиц, привлекаемых контрагентами соисполнителей/субподрядчиков проводится работа: по раскрытию структуры собственников контрагентов, включая бенефициаров, в том числе конечных (до физических лиц), состава их исполнительных органов; проверка их репутации и срока деятельности на рынке товаров, работ и услуг, участия в коррупционных скандалах, схемах мошенничества и т.п.; по исключению аффилированности, риска конфликта интересов и иных злоупотреблений правом или полномочиями.
При отсутствии у участника закупки, победителя закупки, контрагента антикоррупционных мер в организации, Общество и ДО Общества может рекомендовать контрагентам внедрить подобные меры или учитывать эти обстоятельства при оценке конкурсных заявок или последующем взаимодействии.
6.8.5 Общество и ДО Общества устанавливают для партнеров и контрагентов правила, которые обязуют их, а также их субподрядчиков/соисполнителей, в процессе выполнения своих обязательств, включая, когда они действуют от имени или в интересах Общества и ДО Общества, не совершать действия, квалифицируемые как дача (статья 291 УК РФ)/получение (статья 290 УК РФ) взятки, посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП), иные противоправные деяния (действие или бездействие), имеющие признаки коррупции.
6.8.6 Общество и ДО Общества в процессе исполнения договора контрагентом осуществляют контроль предоставления сведений о цепочке собственников контрагента Общества или ДО Общества до конечного бенефициара – физического лица в случае изменений в структуре собственников контрагента, о третьих лицах, привлеченных контрагентом к исполнению своих обязательств по договору, а также сроков исполнения договорных обязательств и финансового состояния контрагента, соблюдения им «Антикоррупционной оговорки».
В случае несоблюдения контрагентом Общества или ДО Общества требований, указанных в пункте 6.8.6. настоящей Антикоррупционной политики, предусмотрено расторжение договорных отношений в порядке, установленном Обществом и ДО Общества.
6.8.7 Общество и ДО Общества могут проводить обучение партнеров, контрагентов по вопросам противодействия коррупции, в особенности тех, которые действуют от имени или в интересах Общества и ДО Общества.
6.8.8 Контрагенты и Общество и ДО Общества отказываются от стимулирования каким-либо образом работников друг друга, в том числе путем предоставления денежных сумм, деловых подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящего работника в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его стороны (контрагента или Общества и ДО Общества).
Под действиями работника, осуществляемыми в пользу стимулирующей его стороны (контрагента или Общества и ДО Общества), понимаются:
- предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами;
- предоставление каких-либо гарантий, преференций;
- ускорение существующих процедур;
- иные действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие в разрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между контрагентом и Обществом и ДО Общества.
6.9 Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций
6.9.1 В целях минимизации коррупционных, репутационных рисков и риска санкций за подкуп иностранных должностных лиц при международных коммерческих сделках, получение взятки при осуществлении основной деятельности, предусмотренной Уставом Общества и уставами ДО Общества, Общество и ДО Общества принимают следующие меры с учетом положений нормативных правовых актов Российской Федерации, пункта 9 Антикоррупционной хартии российского бизнеса, международных стандартов, настоящей Антикоррупционной политики:
- проводят анализ процессов Общества и ДО Общества с целью выявления факторов таких коррупционных рисков, разрабатывают и внедряют контрольные процедуры для их минимизации;
- информируют работников Общества и ДО Общества о мерах ответственности за подкуп и/или получение взятки от иностранных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций;
- ведут учет иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, с которыми Общество и ДО Общества осуществляют взаимодействие в рамках договорных и преддоговорных отношений, а также учет работников Общества и ДО Общества, которые участвуют в таких сделках;
- при выявлении фактов подкупа иностранных должностных лиц, информируют Следственный комитет Российской Федерации;
- при международных коммерческих сделках в случае необходимости обращаются за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом;
- информируют заинтересованных лиц в составе Антикоррупционного мониторинга о принятых в Обществе и ДО Общества мерах, направленных на предотвращение подкупа иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций,
- осуществляют взаимодействие с представителями органов государственной власти и правоохранительных органов, международных и иных организаций в целях выработки и совершенствования мер по противодействию подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
- осуществляют мониторинг эффективности контрольных процедур и принимаемых мер.
6.10 Порядок взаимодействия с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции
6.10.1 Работникам Общества и ДО Общества запрещено при взаимодействии с органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими контрольно-надзорные функции, передавать, предлагать или обещать от имени и в интересах Общества и ДО Общества деловые подарки, в том числе стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей, деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказывать услуги имущественного характера, предоставлять имущественные права.
6.10.2 Общество и ДО Общества устанавливают порядок сообщения в правоохранительные органы о фактах нарушения требований к служебному поведению государственных и гражданских служащих при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в Обществе и ДО Общества, в том числе обеспечивают досудебный порядок обжалования их действий.
6.10.3 Общество и ДО Общества осуществляют сотрудничество с правоохранительными органами при проведении ими инспекционных проверок деятельности Общества и ДО Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
6.10.4 Обеспечивают исполнение требований законодательства Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации1 и решений Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса2 в рамках обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества и ДО Общества.
6.11 Сотрудничество с правоохранительными органами в противодействии коррупции
6.11.1 В соответствии с пунктом 2 статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции, Общество и ДО Общества осуществляют следующие действия в целях сотрудничества с правоохранительными органами:
- сообщают в соответствующие правоохранительные органы о выявленных фактах коррупционных и иных правонарушений;
- оказывают поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции, пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно - розыскные мероприятия, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях;
- не допускают неправомерного вмешательства работников Общества и ДО Общества в деятельность правоохранительных органов;
- воздерживаются от каких-либо санкций в отношении работников Общества и ДО Общества, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в процессе выполнения трудовых (должностных) обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного и иного правонарушения.
6.12 Участие в коллективных инициативах по предупреждению и профилактике коррупции
6.12.1 Общество и ДО Общества в целях реализации в своей деятельности мер по недопущению и противодействию коррупции, создания условий для общественного осуждения и неприятия коррупционных проявлений при взаимодействии с органами государственной власти и в корпоративных отношениях, обмена опытом принимают участие в коллективных антикоррупционных инициативах:
- в проведении мероприятий по реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса в соответствии с Положением об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
- в использовании в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;
- в публичном отказе от взаимодействия с организациями, замешанными в коррупционных преступлениях;
- в организации и проведении совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- в участии работников Общества и ДО Общества в международных и иных антикоррупционных мероприятиях.
6.12.2 Сводный перечень антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в Обществе и ДО Общества, представлен в приложении 3, которое является неотъемлемой частью настоящей Антикоррупционной политики.